+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 1984 г.

Мнение читателя

Я — новый эмигрант, приехавший на Запад из СССР. Здесь я впервые столкнулся с христианскими кругами и впервые начал читать Евангелие. Вначале интерес к Евангелию у меня был чисто исторический, но теперь я вижу, что Евангелие имеет отношение лично ко мне. Это привело меня к дружбе с несколькими верующими из евангелистов.

Сегодня мне дали журнал «Сеятель Истины». В нем я прочитал статью о том, как католическая церковь судила, а потом заживо сожгла Иоанна Гуса. Меня это очень встревожило, и я решил написать вам о своем мнении по этому вопросу.

Допустим, Иоанн Гус был еретиком, в чем я очень сомневаюсь. Разве церковь должна так поступать с человеком, который отказался верить в непогрешимость папы? Может быть, он и в других вопросах расходился с понятием церкви? Разве Евангелие учит, что еретика нужно сжигать? Я такого учения не встречал. Если оно есть — подскажите мне.

Я приведу вам отрывок из описания казни Иоанна Гуса, чтобы вы вместе со мною прочувствовали и поняли мое возмущение поступком церкви.

«…Встал папский судья и прочитал Гусу приговор, что он, как упорный еретик, лишается сана и предается в руки светских властей для сожжения.

Гус упал на колени и молил Бога о прощении врагов, неправедно осудивших его. Это вызвало в собрании взрыв смеха.

Затем к нему подошли три назначенных для этого епископа, одели на него священническое облачение, дали ему в руку св. чашу и пригласили его отречься от своих убеждений. Когда он воспротивился этому, они сняли с него священнические одежды и, взяв из его рук св. чашу, произнесли: «Проклятый Иуда, мы отнимаем у тебя эту чашу, в которой приносится в жертву кровь Христова во спасение мира». Гус отвечал: «А я возлагаю всю надежду на Бога и моего Спасителя Иисуса Христа и надеюсь, что Он не отторгнет от меня чаши спасения. Твердо верую, что еще сегодня я буду пить из этой чаши».

После этих церемоний на него надели пиромидальную шапку с изображением дьяволов и сказали: «Мы предаем твою душу дьяволу». Гус ответил: «Я вручаю душу в руки моего Спасителя Христа. Он за меня, грешника, носил терновый венец. Поэтому в честь Его имени и за Его истину рад понести этот венец, много легче, чем Его».

В тот же день была совершена казнь Гуса. Местом казни был луг, вблизи замка Готлиба. Прибыв туда, Гус пал на колени и начал молиться. Многие, услышав его молитву, говорили: «Мы не знаем, чему учил этот человек, но теперь из его уст мы слышим только добрые и благочестивые слова».

По приказу палача, он поднялся и громко воскликнул: «Господи Иисусе, с радостью и смирением претерплю я такую страшную смерть за Твое Евангелие». Тут он поблагодарил своих темничных стражников за оказанную ему любовь: «Вы поступили со мною, как братья, а не как стражники». Потом Гуса раздели и привязали к столбу, положивши дров и соломы под ноги и до подбородка. Когда зажгли костер, Иоанн Гус начал петь: «Иисус, Ты Сын Бога живого, умилосердись надо мною». Когда он пел, пламя бросилось ему в лицо, — видно было как еще шевелились его губы.

Я читал эти слова со слезами.

И вот мое мнение: если бы католическая церковь публично признала свою вину в сожжении Гуса и покаялась в этом, это сняло бы камень преткновения перед миллионами людей, которые сегодня не желают верить в Бога, Который называет Себя Любовью. Но был ли Иоанн Гус еретиком? С этим вопросом я обращался к католическому священнику, но он уклонился от ответа. Я читаю ваш журнал. Не можете ли вы ответить на мои два вопроса?

ОТВЕТ:

Чтобы не обострять отношений между церквами, мы ответим в нескольких словах: Иоанн Гус не был еретиком. Мы чтим память о Нем, как о преданном Господу христианине. На второй вопрос нам отвечает Евангелие так: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10). Евангелие не учит казнить еретиков.

В отношении вашего мнения или совета, мы рекомендуем вам обратиться непосредственно к Папе Римскому. Он — человек с добрым сердцем, отзывчивый. Он вам ответит.

Архив