Вера и Жизнь 6, 1984 г.
- Блаженные люди
- Два пути
- Голгофский крест
- Нельзя забывать
- Священный долг
- Человек и его время
- Библия
- Неумолкающий голос
- Крупицы мудрости
- Три сада
- Чем болен мир?
- Разочарования
- Как хлеб, как воздух
- Единство убеждений, общность целей
- Душа светлеет
- Молитва и характер
- Знание лучше золота
- Две руки
- Крупицы мудрости
- Роковая ошибка
- Назначение жизни
- Библейские термины
- Христос осчастливил меня
- Прошу ответить - почему?
- Хочу на мир взглянуть
- Новости
- Письма в редакцию
- Мои радости
- Второе дыхание
- Фактам вопреки
- Люди без Бога
- Вы - соль земли
Священный долг
П. Е. Колыбаев
Священный долг каждого христианина - быть милостивым. Человек, испытавший прощающую милость Божию, не может не быть милостивым к другому человеку.
Священное Писание говорит о тех, кто пережил рождение свыше так: "Благодатию вы спасены" (Еф. 2:5). Другими словами: спасены по милости Бога. Как же после этого христианин будет оставаться жестоким и немилостивым к такому же, как и он, грешнику?
Несовместимых два слова: жестокий христианин. Но, к сожалению, в практической жизни приходится встречаться с такими людьми, которые называют себя христианами, но милосердие им не знакомо. Опасное состояние!
Мы предлагаем читателю статью пресвитера П. Е. Колыбаева о священном долге христианина быть милостивым.
* * *
"Блaжeнны милостивые, ибо они помилованы будут". (Мф. 5:7)
Ни один человек не может быть милостивым в полном смысле этого слова, если он не увидел своей духовной нищеты, не опечалился ею, не восплакал о ней, не смирился, не стал кротким по отношению к Богу и к людям и, видя в себе полное отсутствие праведности, не возгорелся жаждой правды Божией. Пройдя через все стадии духовной сознательности и духовного опыта, человек приобретает чудные качества христианина милостивого отношения к другим. В сущности, блаженство милостивого состоит именно в том, что он получил милость быть милостивым. От рождения унаследовав испорченную греховную природу, человек, хотя и не лишенный способности сочувствовать, неотъемлемой частью своего характера имеет самолюбие. И, естественно, прежде всего заботится о своем благополучии и о своем благоустройстве. В погоне за прибылью и в других земных стремлениях он не считается с чувствами и положением людей, "стоящих на его пути", и жестоко, безжалостно устраняет или уничтожает их.
Человек, пораженный грехом, истинно милостивым быть не может. Но если он, как мытарь, в сознании своей греховности, с покаянием бия себя в грудь, умоляюще возопиет: "Будь милостив ко мне, грешному, Господи!.." - тогда благой Христос смоет его вину Своей пречистой Кровью, простит его грехи, переменит его сердце возрождением от Духа Святого и сделает его чутким и милосердным. И тогда помилованный грешник сможет быть милостивым ко всем людям. Ибо лишь прощенный человек может от всего сердца прощать, так же как только спасенный может из Слова Божия и со своего опыта рассказать другим о пути спасения.
Из этого выходит, что истинная милость в сердце и в жизни человека является плодом, следствием спасения. Кто не находит в себе силу миловать, кто имеет сердце твердое и жестокое, тот этим показывает, что он не спасенный, что он не познал и не принял милостивого, милосердного Христа. Ибо если бы Господь был с ним и в нем, тогда Божья милость проявлялась бы в нем во всех его взаимоотношениях с людьми.
В проявлении милости есть глубокое моральное удовлетворение, духовное наслаждение. Но глубина блаженства особенно открывается в следствие милостивого отношения к людям: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут". Чем больше человек милует, тем больше получает милости от Бога. В этом мы видим неизменный Божий закон: что человек сеет, то он и пожнет. Потому милующий другого, милует и себя. Певец вдохновенных псалмов Давид очень просто открывает справедливость совершенного характера Божьего: "С милостивым Ты поступаешь по милости, а с лукавым - по лукавству его". Поэтому путь к радости, к блаженству лежит не в самопревозношении или в презрительном отношении к другим, не в самоправедности, а в непритворной кротости и в сочувственной сердечной милости.
Милость в сердце человека говорит о совершенном в нем духовном оживлении, о действии в нем Божьей жизни. Кто не милует, тот не любит, а кто не любит - тот не живет.
Но милость не является сентиментальным чувством или мягким сочувственным состоянием нашего сердца в особенных случаях нашей жизни: она должна в нас ежедневно проявляться. Ее практическое проявление видно, прежде всего, в прощении должникам нашим всех личных обид и согрешений. Человек, который может сказать "не прощу!" - сам еще не прощенный. Милостивый не чувствует горечи в сердце своем к другим людям, не имеет злобы или желания мести. Он любовью покрывает грехи ближнего и прощает и тогда, когда его и не просят о прощении. Он каждому человеку, даже и в глубоком греховном падении, благосклонно и милостиво желает принятия спасения во Христе Иисусе. Как и Спаситель, милостивый человек, не любя греха, всегда будет другом "мытарей и грешников", включая и недружественно настроенных к нему.
Милость также проявляется в практической благотворительности. Помиловав раскаявшегося грешника, Бог сделал его Своим дитем. А у Бога нет жестоких детей: все они хоть в некоторой степени должны быть похожими на своего Небесного Отца. Бог добрый, благой - потому и дети Его всегда пребывают в добрых делах, делах милосердия, через которые прославляется любвеобильный милостивый Господь.
Апостол Павел говорит, что мы, как помилованные, имеем это великое служение милости от Бога. И в этом служении верующие люди находят истинное счастье, - для себя и для других.
В Первом послании к Тимофею апостол Павел свидетельствует о себе: "Для того я и помилован, что Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной" (1Тим. 1:16).