+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 1988 г.

Лицемерие

«Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие».

(Лк. 12:1)

Эти слова сказал Христос, и сказал Своим ученикам. Следовательно, существует опасность и ученику Христа заразиться фарисейской закваской, которая есть лицемерие или криводушие.

Словарь русского языка (издание Академии наук СССР) дает такое определение слову «лицемерие»: «Несоответствие слов истинным чувствам, убеждениям, намерениям; неискренность, притворство, двуличность». Кому это не знакомо?

Вдумаемся в это определение и подумаем каждый о себе: не живет ли в какой-то мере эта закваска и в моем сердце? Если так, то необходимо что-то сделать, чтобы избавиться от этой пагубной черты характера.

Кое-кто из верующих может сказать, что лицемерие присуще только неверующим, не знающим живого Бога и Его спасения. Верно, у истинных христиан для лицемерия не должно быть места. Не должно. Но вспомним, что писал ап. Петр на заре христианства в своем послании, адресованном верующим: «Итак, отложивши всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1Пет. 2:1-2).

Христос многократно осуждал лицемерие книжников и фарисеев: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Матф. 23:27).

Какое меткое определение дал Христос лицемерам: «окрашенные гробы». Сколько таких «гробов» топчут дворы Господни!

Неверующий человек говорит открыто: «Я, конечно, грешник. А как же? Ведь я пью, курю, люблю флиртовать и многое другое. Есть во мне гордость и зависть, всего понемногу...»

Но не каждый христианин скажет, чем заняты его мысли, его сердце, какие он питает чувства к тому или иному собрату, мирно ли живет со своей женой, детьми и т.п.? Наоборот, многие верующие стараются казаться более чем святыми, требуют от других святости и, притом, требуют больше, чем Христос, а на самом деле только Бог знает, чем и как они живут, сколько неправды таит их сердце. Сказать о себе правду они не могут, иначе им пришлось бы уйти из церкви, а они-то большей частью и являются верховодами поместных общин.

Однажды кто-то пожаловался евангелисту Иоанну Марку:

- Знаете, брат, как неприятно видеть улыбающегося вам человека, хорошо зная, что он питает к вам животную ненависть.

Иоанн Марк, подумав, спокойно ответил:

- Благодарите Бога и за лицемерные улыбки. Они ведь все-таки лучше, чем косые, дикие взгляды.

Я слышал этот ответ и подумал: на самом деле, каким бы ужасным был этот мир, если бы исчезли лицемерные улыбки, приветствия, поздравления и тому подобное, если бы каждый высказывал и показывал на деле свои неприязненные чувства к ближнему?

Лицемерие - это отвратительное и позорное явление, которое прорывается и в обществе христиан. Лицемерие - это короста на теле церкви. Эту болезнь надо лечить. Но как лечить?

Больные этой болезнью должны сначала признать эту болезнь, увидев ее в себе самом, а потом Дух Святой направит за лекарством в «аптеку» Всемогущего и любящего небесного Врача с рецептом, который записан в 1Иоан. 1:9: «Если исповедуем грехи наши, то Он (Христос), будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

Другого лекарства от этой болезни нет.

* * *

Очень неприятно писать о двуличии, лицемерии, притворстве. И неприятно потому, что слишком уж много людей причастны к этому духовному недугу, а точнее - греху. Но есть еще более неприятное явление, когда человек вообще недоступен и неприступен, когда он даже лицемерно не желает улыбнуться другому, а смотрит на ближнего, как на пустое место и в то же самое время считает себя ревностным христианином. Разве это не страшнее лицемерия?

Мир задыхается неверием 
И дымом призрачных идей. 
...Храни, Господь, от лицемерия 
Своих искупленных детей.

Архив