Вера и Жизнь 1, 1988 г.
- Напоминаю 2Пет 1:12
- Христос Воскрес!
- Пусть узнает каждый
- Земля взвешена
- Первому - первое место
- Из поэтических тетрадей
- Джорж Труэтт
- Молитва о пробуждении
- Для размышляющих
- Проблема личности
- Торжество человечности
- Минуты тишины
- Письмо с вопросом
- Немеркнущие страницы
- Наша дорога
- Весенние ритмы
- Львы и драконы
- О "первичности материи" и конечных результатах
- Новые горизонты
- Что повелишь мне делать?
- Вчера и сегодня
- О людских инстинктах
- Дети Божии
- На вопросы читателей отвечает
- Для больших и маленьких
- Кто виноват?
- Лицемерие
- Советы родителям
Молитва о пробуждении
Джорж Труэтт
«Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе». Пс. 84:7
Этот текст - короткая молитва, но какое огромное значение она таит в себе. Дай Бог, чтобы все мы вознесли ее сегодня из глубины наших сердец! Это мольба за Божий народ. «Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?»
Давид не молится о том, чтобы условия и обстоятельства изменились, но молится за народ, за Божий народ: «Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?» Живший в древние времена Давид усвоил один весьма важный урок: он убедился, что всякое глубокое и великое проявление Благодати в этом погибающем мире может совершиться только в том случае, если оно прежде всего начнется в сердцах народа Божия. Это утверждение верно и спорить против него нельзя: когда с народом Божиим все обстоит благополучно, тогда и дело Божие растет, ширится, процветает. Но если народ Божий охладел, тогда и дело Божие в упадке.
МОЛИТВА - СУЩЕСТВЕННЫЙ ФАКТОР ПРОБУЖДЕНИЯ
Этот урок усвоен всеми прошлыми поколениями и предан нам. Всякому великому проявлению благодати Божией предшествовала молитва. Народ Божий не только пребывал в молитве к Богу, исповедуя свои грехи и смиряя свои сердца, но и действительно подчинял Богу свою волю, дабы Бог творил с ним и для него то, что Ему угодно. Никогда раньше не было и не могло быть ни одного глубокого и всеобъемлющего действия Благодати Божией там, где не было молитв Божьего народа о пробуждении. Молитва - единственное средство для получения милости и Благодати Божией. Вся история народа Божия является подтверждением этой истины. Израильтяне в египетском рабстве горячо молились об избавлении и Бог услышал их. Во дни Неемии, когда дело Божие было в ужасном упадке и пренебрежении, небольшая группа верных Богу людей пребывала в молитве, ожидая от Бога духовного пробуждения и национального благоденствия. Бог ответил на их горячую молитву и стены Дома Божия и города Иерусалима были воздвигнуты. Так пришло духовное пробуждение и во дни благочестивого царя Иосии. Народ пребывал перед Богом в молитвенном ожидании и Он, Милостивый, не замедлил излить на них Свое благословение. Тоже самое можно сказать об излиянии Духа Святого в день Пятидесятницы. Благословение Божие, которое таким чудесным образом распространилось на целое поколение, было связано с тем, что в течение десяти дней народ Божий не делал ничего другого, как только пребывал единодушно в молитве. Десять дней и ночей ученики Христовы оставались там, в верхней горнице, вдали от толпы. Христос ОБЕЩАЛ - и они с глубокой верой ожидали обещанной силы свыше.
Усвоим ли мы когда-нибудь братья и сестры этот урок? Поймем ли мы, что время, проведенное нами в усиленной молитве за Дело Божие - время не потерянное, а выигранное? Лично я не верю, что во всех, так называемых, «социальных пробуждениях», которые устраивают люди, Бог прославляется, а люди духовно возрождаются. Пробудительные собрания только тогда достигают цели, когда во время их, до них и после них сердца народа Божия охвачены пламенной молитвой о спасении погибающих. Когда же мы, наконец, поймем и близко примем к сердцу тот очевидный факт, что молитва является основным условием истинного духовного успеха? Вы сами знаете, что я говорю правду, ибо вы неоднократно проверили это вашим собственным христианским опытом. Вспоминая свое прошлое, те события и случаи, где Господь особенно благословлял вас в деле приобретения душ, вы убеждались, что это были мощные духовные благословения, подаренные вам десницей Божией, это были дни, когда вы слышали Его шаги, видели, как Его могущественный дух пронизывал сердца грешных людей и покорял их Себе. Это были те времена, когда ваше собственное сердце было свободно от самодовольства, когда вы сами взывали к Богу из глубочайших недр вашей души, умоляя Его восстать на защиту Своего Собственного Дома и спасти грешников, за которых умер Христос.
Вы сами являетесь свидетелями той важной истины, что всякий раз, когда мы обладали особенной силой, проявившейся в приобретении душ для Бога, это была сила от Бога. Какое же мы имеем основание ожидать силы от Бога, когда не являемся мужами молитвы, мужами истинного ходатайства за погибающих?
Всякий раз, когда мы проявляли особую силу над людьми, они не могли противостоять нашим призывам. Всякий раз, когда люди смирялись перед нашим свидетельством и мы видели воочию победу Божию над человеческой душой; это были те времена, когда мы жили в контакте с Богом, когда наши души пребывали в сознательном общении с Ним. Такое переживание человек может испытывать только через благодатное действие молитвы.
ИСТИННОЕ СОСТРАДАНИЕ К ПОГИБАЮЩИМ ДУШАМ РОЖДАЕТ В НАШИХ СЕРДЦАХ МОГУЩЕСТВЕННУЮ МОЛИТВУ
Когда «Иго Христово» взято человеком, только тогда познает он бремя молитвы. О, братья! Берегитесь легкого, поверхностного, бесслезного, быстрого приведения душ ко Христу. Если грешники обращаются к Богу, то это происходит потому, что народ Божий участвует в этом своими усиленными молитвами. О, сколько глубочайших молитвенных воплей верующих сердец возносится к Богу, чтобы погибающие грешники могли обрести спасение!
Когда я был еще мальчиком, в старой сельской церкви устраивались летом специальные ежедневные собрания утром и вечером. Фермеры собирались на эти собрания большими толпами, но никаких результатов не наблюдалось. Я видел этих фермеров и часто слышал их разговоры, которые они вели перед началом собрания, толпясь в тени развесистых деревьев. Вот один обращается к другому с вопросом:
- Ну как, сосед, чувствуешь ли ты в своем сердце бремя за погибающие души?
Ответ слышится нерешительный:
- Нет, друг, к сожалению, должен сказать тебе, что я еще не чувствую особого бремени.
Этот вопрос они ставили друг другу и на следующий день:
- Чувствуешь ли ты бремя за души сегодня?
Снова и снова они спрашивали друг друга об этом. Наконец, один из них дрожащим голосом и с глазами, полными слез, ответил:
- О да, брат, я чувствую! Бог мне - Судия! Я не мог спать всю прошлую ночь. Все время я испытывал и проверял себя. В результате такой проверки я ощутил в себе величайшую потребность молиться и взывать к Богу о спасении погибающих. Я увидел своих собственных сыновей погибающих, ваших детей погибающими и весь наш район идущим в погибель... О, я чувствую такое великое бремя, что не могу вам передать.
Конечно, я был слишком мал, чтобы проникнуть в значение происходившего, но я помню, с каким благоговением я слушал эти заявления и моя душа, хотя я был еще ребенком, чувствовала, что Бог был где-то вот тут, очень близко. И Он, действительно, там присутствовал. Когда мы после этого входили в старый дом молитвы, и собрание начиналось, молитвы произносились трепетными устами, гимны пелись от всей души, Бог незримо был в собрании, и люди подчиняли свои сердца животворящему действию Духа Святого. И если предшествующие собрания были весьма сухими и поверхностными, натянутыми и холодными, то теперь они были как бы зажжены и пылали необычайным духовным горением. Молитвенные вопли и рыдания раздавались в разных местах и погибшие грешники спрашивали: «Что нам делать, чтобы спастись?»
Что же случилось? Случилось то, что ответственность за погибающие души охватила души народа Божия. Без этой душевной обремененности всякая попытка «спасать души» обречена на неудачу. Когда же народ Божий берет на себя это «бремя», в церкви совершаются великие, дивные дела Божии. Будем же терпеливо ждать благословений от Бога в уединенной молитве, будем лучше исследовать и проверять наши собственные сердца и просить Бога показать нам самих себя. Будем беседовать с Богом, изливая свою душу перед Ним, прося Его: «О, Боже, дай мне такие чувства и такое отношение к делу Твоему, какие Тебе Единому угодны».
Вы и я, все мы, братья и сестры, должны это делать, должны начать так молиться еще сегодня, ибо дело спасения душ, порученное нам, верующим, не терпит отлагательства.
КАКАЯ МОЛИТВА УГОДНА БОГУ?
Несколько месяцев тому назад известный евангелист проводил свои духовно-пробудительные собрания. Огромное помещение, отведенное для этой цели, каждый вечер осаждалось толпами народа, и проповеднику надо было до крайности напрягать свой голос, чтобы все могли его слышать. Но проходил вечер за вечером, а от проповеди не замечалось никакого результата. В один из вечеров, когда проповедник, закончив собрание, возвратился к себе в комнату и стал готовиться ко сну, к нему вошел хозяин, у которого он остановился. Оба они спали в одной комнате. Жена хозяина за несколько лет до того отошла к Господу. В семье были две взрослые, очень красивые, но светские до крайней степени дочери.
Хозяин, войдя, ничего не сказал. Проповедник, окончив свои приготовления, лег в постель, а хозяин, пригорюнившись, сидел на краю койки, в другом углу комнаты. Через некоторое время, когда проповедник, лежавший с закрытыми глазами, готов был сказать «покойной ночи» и уснуть, раздалось рыдание. Проповедник привстал и увидел, что его хозяин, закрыв лицо большими мозолистыми руками, всем своим грузным телом содрогается от рыданий.
Назвав его по имени, проповедник спросил:
- В чем дело? Что тебя тревожит?
Хозяин ответил:
- Ты должен знать - что? Ты живешь в моем доме вот уже три дня и должен бы знать, что меня терзает...
Проповедник с глубокой скорбью сказал:
- Да, я знаю! Это - твои дочери.
- Да, правильно, - подтвердил хозяин и добавил: - у них нет теперь матери и чувство ответственности за их вечную участь с такой силою охватило сегодня всю мою душу, какой я никогда до этого не испытывал... О, если бы Мария (старшая дочь) пришла к Господу, проблема с Еленой разрешилась бы сама собою: Елена всегда делает то, что делает Мария.
Проповедник сказал:
- Отлично! Вознесем нашу молитву к Богу за Марию.
Они встали и рядом опустились на колени. Они горячо молились о Марии, и только о ней. Они просили Всемогущего Спасителя завладеть ее сердцем. Закончив молитву, проповедник лег в постель, а взволнованный отец потихоньку вышел из освещенной луной комнаты. Дверь закрылась. Проповедник вскоре уснул и проснулся рано утром, когда дверь отворилась и на пороге появился хозяин. Проповедник взглянул на кровать хозяина и понял, что тот всю ночь отсутствовал.
- Где же вы были? - спросил проповедник.
- Я скажу вам, но нет нужды разглашать об этом. Я провел всю ночь под открытым небом, ходатайствуя перед Богом за Марию. Господь утешил меня внутренней уверенностью, что Мария придет ко Христу еще сегодня.
- Вы убеждены в этом? - спросил проповедник.
- Да, вы будете свидетелем этого благословенного события еще сегодня.
В тот же день, когда проповедник, закончив свою утреннюю проповедь, предложил желающим принять Спасителя, выйти к кафедре и открыто исповедывать Его перед людьми, Мария с сияющим лицом вышла вперед и заявила:
- Я нашла Спасителя во время вашей проповеди и рада поделиться этой радостью спасения со всеми вами...
Неужели кто-нибудь усомнится, что между молитвой отца и решением дочери была живая, реальная связь? На следующий день, когда проповедник только что начал свою проповедь, вторая дочь Елена встала посреди многолюдного собрания и сказала:
- Братья и сестры, я тоже решила отдать свое сердце Спасителю...
Я снова спрашиваю: неужели вы сомневаетесь, что и тут была живая связь между молитвой отца и спасением дочери? О, Боже, возложи на нас бремя ответственности за погибающие души! У апостола Павла было это бремя, когда он восклицал: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9:1,2). Дал бы Бог и нам это бремя! Таков путь Божий. Пусть же он будет нашим путем!
(Окончание в следующем номере)