Вера и Жизнь 1, 1988 г.
- Напоминаю 2Пет 1:12
- Христос Воскрес!
- Пусть узнает каждый
- Земля взвешена
- Первому - первое место
- Из поэтических тетрадей
- Джорж Труэтт
- Молитва о пробуждении
- Для размышляющих
- Проблема личности
- Торжество человечности
- Минуты тишины
- Письмо с вопросом
- Немеркнущие страницы
- Наша дорога
- Весенние ритмы
- Львы и драконы
- О "первичности материи" и конечных результатах
- Новые горизонты
- Что повелишь мне делать?
- Вчера и сегодня
- О людских инстинктах
- Дети Божии
- На вопросы читателей отвечает
- Для больших и маленьких
- Кто виноват?
- Лицемерие
- Советы родителям
Львы и драконы
Ч. С. Джефферсон
«Попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90:13) - говорит древний поэт. Это значит, что они не повредят тебе: лев не растерзает и змея не ужалит и не отравит. Удивительное обещание, не правда ли?
Дракон есть лишь разновидность змеи - пресмыкающегося, и в подлиннике говорится не о драконе, а об ехидне. Ехидна - это совсем небольшая змея, но она опасна своим смертельным ядом. Она так же опасна, как и лев, хотя на вид они совершенно различны. Лев большой, ехидна маленькая; лев - благородный зверь, ехидна низменная, отвратительная гадина. Лев выступает открыто и смело. Ехидна скользит, не оставляя следа. Один пожирает свою добычу, другая лишь отравляет ее. Лев убивает, когда он голоден. Ехидна убивает все, что попадается на ее пути из удовольствия убийства. Один разрывает добычу на куски, другая впускает лишь каплю яда в кровь. Оба они опаснейшие враги человека. У обоих одна и та же цель. Однако, несмотря на все это, мы можем попирать не только льва, но и ехидну. Бог дает нам право наступать без вреда на сильнейшего из зверей и на самую предательскую из змей.
Кто-либо может сказать, что в его стране не водятся львы и трудно встретить змею, особенно в городе. Но автор изречения не говорит о подлинных львах и змеях. Он пользуется ими лишь как образами. Это изречение имеет символический смысл.
Мы видим картину человека-победителя, правая нога которого твердо стоит на льве, а левая на драконе. Картина человека, льва и дракона производит неизгладимое впечатление и подчеркивает глубокий смысл изречения.
Под видом указанных животных автор разумеет два рода зла в мире: зла открытого и зла тайного; зла кричащего и зла таящего молчание; открыто поглощающего и незримо жалящего; первое зло он называет «львом», а второе - «драконом» или «ехидной».
Поэт всегда мыслит образно. В его дни Иордан был заросшим чащей лесов. Путешественник нередко мог встретиться со львом, и эта встреча грозила ему смертельной опасностью. Там же водились и ядовитые змеи. Из Библии известно, что от их укусов погибло в разное время очень много людей. Прячась среди скал и травы, они неожиданно нападали и жалили. Вот почему змея стала прообразом хитрого и опасного врага. Поэтому человека с сердцем, исполненным яда, стали называть «ехидной».
Древний поэт смотрел на мир глазами художника, сравнивая человеческую жизнь с путешествием по опасному пути, на котором его подстерегают опасности, скорби и разочарования. Поэт глубоко сознает зло мира, но он также познает власть Всемогущего Бога над злом, в Котором человек может укрыться и силой Которого он может победить зло. Как божественное создание, человек может господствовать над всеми врагами души и тела. Христос когда-то сказал Своим семидесяти ученикам: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничего не повредит вам» (Лк. 10:19).
В изречении поэта кроется также мысль, что диавол - враг души человека - является одновременно воплощением и «льва» и «дракона». Ап. Павел говорит о диаволе как о «рыкающем льве». Другой апостол, Иоанн, называет диавола «драконом». Дух диавола может действовать как лев, открыто; в других же условиях он «кусает» исподтишка. Но ни в том, ни другом случае уловки диавола не могут повредить человеку, который полностью отдал себя под охрану Божию. Лев менее опасен, чем змея, потому что лев рычит, и это дает возможность принять меры предостережения.
Есть приятели, которые открыто стараются склонить нас ко греху. Это - «львы». Но есть такие, которые губят душу незримо. Остерегайтесь таких «друзей».
В мире два рода страстей: одна подобна льву, другая - змее. Первая страсть - дикая, неудержимая. Она приводит в содрогание. Другая, наоборот, - хитра и нежна. Одна - как разъяренный лев, другая - как притаившаяся ехидна.
Посмотрите на человека во власти злой страсти: его лицо искажено, речь несвязна, сердце жестоко. В нем нет никаких признаков добра. Он весь во власти зла и всем своим видом как бы говорит: «Берегись!».
Но есть страсть, свившая тонкое гнездо в сердце человека. Она ничем не выдает себя, хотя и владеет всем его существом. Такой страстью может быть корыстолюбив, когда человек невидимо превращается в скрягу. Для него деньги дороже всего. У другого - страсть к удовольствиям, или страсть к первенству, или страсть к славе, ради которой он готов уничтожить все на своем пути. Жало такой «змеи» так же опасно, как и когти «льва».
Есть два рода грехов: одни громкие, открытые, другие - скрытые, «змеиные». Человек во власти греха пьянства принадлежит к первой группе. Но есть грехи не менее губительные, хотя они как будто скрыты от людей. К ним относятся: ложь, лицемерие, тайная зависть, ненависть. Есть преступники, которые выглядят совсем как порядочные люди. Это люди с душою ехидны. Надо уметь распознавать таких людей, имеющих «красивую оболочку», но полных зла и коварства внутри.
Духовная смерть может наступить от незаметного укуса греха, который, как ехидна или аспид, заползает в душу и пропитывает ее своим ядом.
Кому же дано обетование, что он будет попирать льва и дракона? Только тому, кто живет под защитой и благодатью Бога, кто исполняет заповеди Христа и помнит о своем долге человека и христианина! Это обетование имеет силу только в жизни тех, кто стремится к исполнению воли Всемогущего Творца.
Люди ищут поклонения героям смелости, силы и доблести. Но нет и не было на земле героя, который бы мог сравняться с Иисусом Христом, Сыном Божиим. Он является величайшим героем, одержавшим победу над самым сильным врагом человечества - диаволом, вырвав у этого древнего змея жало смерти - ГРЕХ. Будем же взирать на Его подвиг и поступать так, как Он поступал, чтобы и нам принадлежать к числу Его подвижников.