+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 5, 1987 г.

Об иудейских бичеваниях

«От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного» (2Кор. 11:24).

Давалось тридцать девять ударов, если только не находили, что наказываемый, вследствие ослабления сил, не может получить этого числа ударов. Обе его руки привязывались к так называемой колонне, которая была в действительности колом в локоть с половиною вышиной. Затем общественный служитель совлекал с наказываемого одежду до груди, так что вся грудь его обнажалась. Палач становился на камне позади преступника. Бич состоял из двух плетей, одна из которых сплеталась из четырех воловьих ремней и одна из двух ослиных, и проводился через отверстие в ручке. Палач мог, таким образом, удлинить или укоротить бич по своему желанию, так чтобы не ударять слишком низко. Наказываемый наклонялся, чтобы получить удары, наносимые одною рукою, но со всею силою, тринадцать раз по груди, тринадцать по правому и тринадцать по левому плечу.

Пока происходило бичевание, главный судья читал вслух из Втор. 28:58-59: «Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа, Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными». Затем он читал Втор. 29:9: «Соблюдайте же (все) слова завета сего и исполняйте их, чтобы вам иметь успех во всем, что ни будете делать». И, наконец, Пс. 77:38: «Но Он, милостивый, прощал грех, и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей». Если наказание не оканчивалось, пока читались эти три места, они опять повторялись и, таким образом, чтение продолжалось как раз до окончания наказания.

Между тем второй судья считал удары, а третий пред каждым ударом восклицал: «бей его». Суровость наказания лучше всего кратко обозначается в небольшой прибавке: «Когда преступник умрет во время наказания, палач не считается виновным, если только не даст удара лишнего; в таком случае он отлучается».

Такие факты имеют не один только археологический интерес. Они не только показывают, как страшны были наказания, которые должен был вынести апостол Павел, но также поясняют до особенной степени и мелочность, царившую во всех иудейских обрядах. Если, например, только тридцать девять ударов наносилось вместо сорока, то это делалось не только для того, как обыкновенно говорили, чтобы избежать возможности ошибки в счете, но также и потому, что закон говорит: «в числе сорок», а не «сорок в числе». Отсюда было выведено, что слова эти могут означать меньшее, но не большее число. А может быть, и потому, что еврейское слово «брат» означает по гематрии (толкованию слов по числовому значению составляющих букв) «тридцать девять». Еще указываемое основание заключается в том, что место из Псалма 77:38, читавшегося во время наказания, оканчивается до стиха 39.

Бич делался частию из воловьей шкуры, частию из ослиной по той уважительной причине, что непосредственно за местом из Второзакония, где предписывается бичевание, следует стих: «Не заграждай рта волу, когда он молотит» (Втор. 25:3), и что у Исаии 1:3 находим: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет».

И, таким образом, считали справедливым, чтобы те, которые знают, наказывали того, кто не знает. Преступник должен был получить тринадцать ударов по груди, но двадцать шесть по плечам, потому что из Втор. 2:5.2 было выведено, что только по спине можно было бить его, «смотря по вине его», так что спина и получала двойное число ударов. Обязанность чтения во все время, пока происходило бичевание, также с мелочностью выводилась из слов Священного Писания (Втор. 25:4).

Лицо подлежало такого рода наказанию тогда, когда упрямо нарушало какую-нибудь из ограничительных заповедей закона и нечаянно какую-нибудь из тех, которые, если преступались намеренно, вели к отлучению от народа или смерти. По какому из многочисленных преступлений было присуждено Павлу пять раз наказание, об этом сказать нелегко. Но при желании наказать нетрудно было найти предлог. Его бичевание могло быть менее тяжким, но все-таки было страшным наказанием, которое называлось «законным бичеванием», или «бичеванием сорока», потому что еще более страшным было биение палками, называвшееся раввинским, или биением за ослушание.

Архив