Вера и Жизнь 5, 1987 г.
- Искать и находить
- Великая радость
- Свет далёкой звезды
- Дело всех и каждого
- Вспомним и возблагодарим
- Нравственное назначение
- "Не я ли, Господи?"
- Разочарования
- Тайна совести
- Наше сердце - полицейский участок
- Возможно ли это?
- Догматические беседы
- Мысли о мироздании
- Урок Агари
- Вождь, кормчий и победитель
- Из поэтических тетрадей
- Информационное приложение
- По странам и континентам
- Кто обманывает молодёжь
- Письма в редакцию
- Два урока
- Человек с того света
- Ошибки ближних
- Жизнь, как она есть...
- Порочный круг
- Может ли это быть?
- Мысли вслух
- Немного истории
- Спрашивайте - отвечаем
- Растить детей - дело нелёгкое
- "Рака"
- Свидание с прошлым
- Почему нет послания афинянам?
- Наговорная водица
- Рука отца
- Об иудейских бичеваниях
- Миниатюры с назиданием
Тайна совести
Арх. И. Шаховской
Есть такое удивительное существо - совесть. Некоторые думают, что совесть как бы исчезла из мира. А я удивляюсь не тому, что существуют так называемые бессовестные люди, а тому, что, несмотря на бессовестность многих, совесть продолжает существовать в мире. Да, она не всегда руководит поступками людей, но она есть у всех. Это удивительно.
Конечно, люди часто теряют способность различать добро и зло. Более того, белое они называют черным, а черное - белым… Да, но обратите внимание, как удивительно замечает всякий человек «сучок в глазу брата своего».
Когда Спаситель говорил: «Врач! исцели Самого Себя» (Лк. 4:23), Он этим не хотел сказать, что больной врач не может дать спасительного совета другому больному. Может. Хотя этот совет не спасет его самого, но тот, кому больной врач дал совет, может выздороветь. Оттого Иисус Христос и не запретил книжникам и фарисеям учить народ. В некоторых случаях полезно слушаться и фарисеев. «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:3). Это важно также для нашего времени.
Многие люди, даже будучи совершенными фарисеями, могут говорить нечто нравственно полезное. И если бы все мы обращали внимание на то, что говорят о нас наши недоброжелатели, правда Божия была бы, я думаю, ближе к нам. Но беда в том, что мы хоть и плохо знаем себя, но все же не хотим для самопознания пользоваться суждениями наших недоброжелателей. А они хорошо видят наши слабости. У них в этом отношении наметанный глаз и «чуткая совесть». Злоба ослепляет их только в отношении их самих, а в отношении нас она делает их особенно зоркими. Злобой своей они вредят лишь самим себе, а относительной своей правдой они могут оказать нам услугу. Но мы, люди, не любим и не умеем пользоваться правдой наших врагов.
Обращение человека от правды относительной и отвлеченной - к правде внутренней, абсолютной, истинной, совершается так: чуткая, в отношении других людей, совесть человека обращается внутрь, к своей собственной душе. Вся горячность человека, служившая раньше лишь внешним ценностям, начинает внутри человека служить вечным ценностям Царства Божия. Человек раньше не знал, в чем подлинная нравственная жизнь; он замечал только внешнюю жизнь мира и жил одними совестными отношениями ко внешнему миру, а не к внутреннему… Но вот пелена спала с его духовных глаз, и он начинает видеть самого себя в свете нравственной истины. И в свете истины он обнаруживает свою собственную тьму, всю относительность, и даже ничтожность, своего нравственного света. Только тогда он делается внутренне правдивым. Все критерии добра и справедливости, которые он раньше прилагал только к другим людям, он применяет теперь прежде всего к себе. Он больше никого не осуждает, а старается всем помогать, всех жалеть, осуждая лишь себя и самое зло. Ему захочется все свое познание добра применить к себе. Ему это покажется и значительным, и интересным, и единственно нужным… Так Царство Божие приходит к человеку. Так обращается внутреннее существо человека к Богу и пробудившаяся нравственно душа человека творит святой суд над собой.
Если бы люди все свое познание добра обратили прежде всего на самих себя! Какая глубинно-чистая энергия добра явилась бы тогда миру. Какой большой нравственный вес приобрело бы тогда человеческое слово.
Мудрый Исаак Сирии сказал: «Люби грешника, но ненавидь дела его». А мы? Мы ненавидим грешника, но любим их грешные дела.
Может быть, некоторые думают, что если бы они не судили зла в лице других людей, они бы «придышались» к нему, потеряли бы нравственное чувство. Судя же зло в других, они будто бы разогревают в себе добро. Человек так изобретателен в оправдании своего зла!
Естественно, нельзя быть равнодушным к добру и злу. Мы нравственно ответственны и за свою жизнь, и за жизнь окружающих нас людей. Но борьба со злом должна вестись нами всегда с позиции добра, а не зла. Таков закон Высшего Добра. Божья правда есть всегда добро во всей своей строгости. Совесть - это «образ Божий». Совесть можно извратить, сжечь с ожесточением. Но удивительно, что всякий дикарь, и даже (что еще удивительнее) всякий цивилизованный человек, знает, где правда. Человек может иссушить абстракциями или техникой свой ум, ожесточить гордыней и партийностью свое сердце, может взобраться на свои ничтожные (но кажущиеся ему «высокими») ходули житейского тщеславия, ходить с маской на лице, даже перед своими близкими, но сердце его способно видеть правду. Это удивительно! Всякий грешник близок к Богу и Его правде. Вернее - Бог близок ко всякому грешнику, при любой степени удаленности этого грешника от Бога. Чувство правды, однако, бывает у нас, людей, очень извращенным и направлено в ту «тьму внешнюю», где рождается весь этот всеобщий и личный человеческий «скрежет зубов»»
Смотрите, даже самые безнравственные люди могут разбираться в недостатках окружающих их людей. А не верующие в Бога, отрицающие реальность нравственного мира и своей души, люди видят грехи верующих.
Разве это не удивительно? Человек, далекий от нравственной чистоты, как от созвездия Центавра, замечает даже малейший намек на нечистоту в человеке, который хочет быть служителем чистоты. Поистине можно сказать, что ангелы управляют совестью людей, а демоны седлают их волю. Это можно было бы назвать величайшей бессовестностью, и можно было бы удивиться исключительности такого фарисейства. Но я удивляюсь другому - совести человека. Как она сияет, даже в самой глубокой тьме!
Вот свидетельство и доказательство того, что существует единая для всех Правда. Существует душа. Богом сотворенная для нравственной жизни. Существует в мире нравственный свет. «И свет во тьме светит и тьма не объяла его».
Злобные обличают злобу… Нечистые вооружаются против нечистоты… Лицемерные громят лицемерие… Лживые обвиняют друг друга во лжи. И в этом кипят люди, города и страны. Какая нравственная энергия видна всюду в «борьбе против зла». Трещат радиоприемники, мелькают экраны, пестрят газетные страницы - все возвещает ложь врагов… Жуткое в своем зле человечество выслеживает, обличает, клеймит ложь, пытающуюся сойти за правду, не замечая того, что оно клеймит само себя. И зло, конечно, от этого не уменьшается. От холостой борьбы с ним зло не исчезает, а возрастает. Оно уже обступает человечество, захлестывая обличаемых, которые обличают. Бедное человечество! Как играют тобою духи тьмы! Как пользуются твоей совестью человеческой, чтобы отъединить тебя от Истины, пришедшей к тебе.