Вера и Жизнь 5, 1987 г.
- Искать и находить
- Великая радость
- Свет далёкой звезды
- Дело всех и каждого
- Вспомним и возблагодарим
- Нравственное назначение
- "Не я ли, Господи?"
- Разочарования
- Тайна совести
- Наше сердце - полицейский участок
- Возможно ли это?
- Догматические беседы
- Мысли о мироздании
- Урок Агари
- Вождь, кормчий и победитель
- Из поэтических тетрадей
- Информационное приложение
- По странам и континентам
- Кто обманывает молодёжь
- Письма в редакцию
- Два урока
- Человек с того света
- Ошибки ближних
- Жизнь, как она есть...
- Порочный круг
- Может ли это быть?
- Мысли вслух
- Немного истории
- Спрашивайте - отвечаем
- Растить детей - дело нелёгкое
- "Рака"
- Свидание с прошлым
- Почему нет послания афинянам?
- Наговорная водица
- Рука отца
- Об иудейских бичеваниях
- Миниатюры с назиданием
Спрашивайте - отвечаем
Николай Водневский
Право умереть
Читатель Н.С. пишет: «Мой брат - ему 93 года - лежит в больнице 5 недель, ни живой, ни мертвый. Три машины работают день и ночь, чтобы поддерживать его жизнь: одна подает кислород, другая поддерживает биение сердца, третья подает питание в вену. Когда я сказал его жене (она намного моложе мужа), чтобы она распорядилась отключить машины и дала брату умереть спокойно своей смертью, она обругала меня бранными словами, а теперь совсем со мной не разговаривает. Обвинила в жестокости, в нелюбовном отношении к брату.
И вот у меня к вам вопрос; кому принадлежит наша жизнь? Должен ли человек цепляться за жизнь, как вошь за кожух, и платить госпиталю десятки тысяч долларов, чтобы подышать несколько дней?»
На ваш вопрос у христианина ответ один: наша жизнь принадлежит Тому, Кто ее нам дал, - Богу, «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).
Должен ли христианин «цепляться» за земную жизнь? Ответить на этот вопрос нам поможет Иов. Он говорит: «Тело мое одето червями и пыльными струнами; кожа моя лопает и гноится» (Иов 7:5). Однако Иов не наклады вал на себя руки, а терпеливо ждал, когда кончатся его страдания.
В 4-й книге Царств (20:1-11) мы имеем описание болезни царя Езекии. Болезнь была смертельной. Пророк Исаия сказал ему: «Сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь». Езекия слезно взмолился Господу. Бог услышал и принял его молитву и прибавил к его дням 15 лет. Пророк Исаия приложил к нарывам царя «пласт смокв» и это оказалось целительным средством. Царь выздоровел.
Следовательно, человек имеет право просить Бога о продлении жизни. Также человек имеет право просить Бога о сокращении страданий (кстати, об этом много раз молилась моя жена, больная раком крови: «Господи, возьми меня сегодня…»). С другой стороны, в таком случае, какой описали вы, преступно не давать 93-летнему человеку умереть своей смертью и обставлять его всевозможными машинами, поддерживающими дыхание и биение сердца.
Доктора в госпиталях США это делают, но, полагаю, не из-за гуманитарных чувств или целей. Им выгодно получить от пациента десяток тысяч долларов, ибо такие, поддерживающие жизнь машины стоят очень дорого.
Благословенный пастор и христианский писатель П.И. Рогозин, убедившись в Том, что его болезнь смертельна, сказал так: «Я не желаю никаких поддерживающих жизнь машин и уколов. Если Господу угодно. Он исцелит меня, а если Его воля взять меня к Себе, - я готов. Моя жизнь в Его руке».
Вот это и есть правильное решение.
Это право должно принадлежать пациенту и его прямым родственникам.
Жизнь - таинственный Божий дар. Бог - источник жизни (Пс. 35:10). Человек не имеет право покушаться на свою жизнь. Человек должен дорожить своим здоровьем, беречь его, как дар Божий, но Библия ничего не говорит об искусственном продлении дыхания с помощью всевозможных механических аппаратов.
Дать человеку возможность умереть своей смертью без употребления медицинской техники - не противоречит слову Божию. И, конечно, напрасно воздвигли на вас гонение. Полагаю, что ваш совет был правильным.
Многие доктора в это не верят (особенно в США), но на это у них есть свои корыстные причины.