+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 1984 г.

"Начало всех начал"

«В начале Бог сотворил небо и землю» (Быт. 1:1). — Так написано в Библии. Слова эти отдаются эхом через всю историю человечества. Послушайте, о чем тысячелетиями поют народы; спросите их, что является краеугольным камнем и основной мыслью их мировоззрения; что служит ядром религии; спросите их, и все они от одного полюса до другого в старом и новом свете ответят: «В начале Бог сотворил небо и землю». Человечество, как и отдельные люди, спрашивало: «Откуда мы, зачем мы здесь и куда мы идем? « И нет на земле народа, который не придумал бы себе истории происхождения. Неужели Бог, называющий себя «Отцом всех духов», создавший человеческое сердце и знающий все наши недоуменные вопросы, не ответил на эти вопросы? Неужели Богу, Который есть любовь, безразлично, что думают о Нем Его творения и Его дети? Неужели Бог, свет Которого озаряет решительно все, оставил нас в полном невежестве и мраке, и Ему безразлично, знаем ли мы, кто наш Создатель и почему мы на этой планете?

Нет! Бог не мог не открыть Себя. Он сообщил нам, откуда мы ведем свое начало, — об этом говорит первая страница Его книги, Библии. Он открыл нам, зачем мы здесь, и на последних страницах Библии сообщает нам, куда мы идем. Между началом и концом — чудное согласие, поразительная гармония. «В начале Бог сотворил небо и землю». В конце же Он говорит: «Вот Я создаю новое небо и землю». А в середине Библии находится великое, успокаивающее все искания и стремления души человеческой, неведомое другим религиям — Божественное откровение: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Где другая книга, которая так ясно говорила бы, откуда и куда, для чего мы существуем; почему мы так жалки, смертны и как нам спастись, войти в жизнь вечную?

На первой странице Своей книги Бог дает нам краткий очерк происхождения земли и бесчисленных существ, ее населяющих. Затем идет величавая безыскусственная история человечества, вплоть до второго откровения на Синае. Библия не есть предание, миф или литература исчезнувшего народа; она — откровение Божие.

Бог призвал в качестве посредника Моисея, человека, с которым Он говорил лично, которому Он дал такую власть, что по его ходатайству Бог спас целый народ от гибели. За тело Моисея сам сатана пререкался с архангелом Михаилом. Этот человек, Моисей, который говорил с Богом лицом к лицу, не передал нам какие-то старые предания о сотворении мира и вселенной. Нет! Он был у самого источника. Этот Моисей силою Духа Святого написал Божественное слово так, как было сказано ему Самим Богом и как мы его читаем. Каждое слово Библии — истина. Но часто истина дается нам в таком виде, в каком ее понимает Сам Бог, как например, повествование о грехопадении, то есть, в понятиях далеко превосходящих наш слабый человеческий разум. Неудивительно, что слова Библии часто кажутся нам неясными. Слишком яркий свет, радующий ангелов, ослепляет нас, смертных.

ЧТО может быть более естественным, чем то, что Бог во время пребывания Моисея на горе Синае не только дал ему законы и показал образец скинии, но и открыл ему происхождение мира и человечества? Не так ли Бог открыл Иоанну на Патмосе в видениях всю будущность человечества? Не об этом ли поют на небе праведные? (Отк. 15:3). Эта духовная и логическая точка зрения гораздо ценнее утверждений современных критиков, которые, не будучи в состоянии постичь духовный ум и величие Моисея, стараются выдать его книги за продукт неизвестных писателей. Все эти «ученые», вместе взятые, не в состоянии написать хотя бы одного 89-го псалма, эту скорбную песнь Моисея, когда он видит, как народ его, поражаемый Богом, гибнет в жгучей пустыне. Если бы Моисей не был исторической личностью, то Иисус Христос, пришедший в этот мир и умерший, «дабы исполнилось все сказанное о Нем», не сказал бы: «Если бы вы верили Моисею, то верили бы и Мне, потому что Моисей писал обо Мне». «В начале Бог сотворил небо и землю». Величественное слово, несокрушимая скала. Слово это в необозримом безбрежном пространстве вселенной отмежевывает землю, как небольшой островок творения. Здесь, на этом островке, — переход от вечности ко времени, от бесконечного к конечному, от идеи к явлению. Здесь, на земле, воля Божия кристаллизуется в постижимое для нас, в видимое, осязаемое; где дух становится материей, где недоступное становится фактом, где неописуемое и непостижимое делается понятным. Это великое, непосредственное и абсолютное несет в самом себе свое удостоверение и излучает свою Истину.

Такие аксиомы или истины первого разряда столь же мало могут быть доказаны, как и аксиомы математические, — они могут быть созерцаемы только духом. Отрицание же этих истин ведет неизбежно к бессмыслице. Всякий, кто не признает этого факта и не исходит из него, думает и говорит вздор. Здесь наше знание покоится на умозрении, а не на доказательстве, на откровении, которое считается доказанным. Все наши познания окружающего мира, наша наука и опыт основаны, в сущности, на вере: что дерево и солнце существуют, что дерево зелено, а солнце кругло и светло — постигается верою, ибо глаз мой никогда не скажет мне, как он видит, ухо не объяснит, как оно слышит, палец — как осязает и т. д. «В начале Бог сотворил небо и землю!». Как отрадно слышать это душе, уставшей от сомнительных ненадежных человеческих слов. Претыкайтесь об это простое, нерушимое, неизменное Слово Божие вы, мудрые! Ройтесь и подкапывайтесь в самодовольном обольщении вы, критики! Смейтесь и глумитесь, безбожники! Сердце мое говорит мне: «Здесь истина!». Можете стараться сколько угодно, другой истины вы не найдете. Чего только не выдумывали люди, объясняя «начало вещей» и делая это для того, чтобы скрыться от лица Бога, стоящего перед ними в величавом безмолвии, с неограниченной властью. Творец неба и земли знает, что они скрываются от Него только потому, что они наги. О, как несчастны эти люди и как бессодержательны их умозрения!

Если вселенная не сотворена Богом, то она или вечна, сама по себе, или создалась сама собою. Что она не вечна, об этом вселенная говорит сама за себя. Это ясно для разумного естествоиспытателя, философа, астронома, физика, геолога. Если вселенная имела начало без Божьего вмешательства, то остается тогда допустить, что она создалась сама и притом — из ничего. Но, может ли «ничего» принять какое-то решение и стать «чем-то»? И как «ничего» может сделать все это, не имея для создания вселенной никаких данных? Какая нелепая, противоречащая всем законам природы и мышления, всем фактам гипотеза! Приверженцы подобной бессмыслицы, как ни странно, глумятся над «противоречащими разуму чудесами» и кричат, что они-то верят лишь тому, что «соответствует законам природы», верят в то, что фактически установлено, что можно доказать и понять, что может устоять перед, судом «чистого разума»!

Вторым доказательством того, что Бог создал вселенную, является то, что даже ученым безбожникам приходится иметь дело с наличием самой вселенной, с действительностью.

Сотворение вселенной мудрым Богом подтверждается ее целесообразностью. Этой целесообразностью мир удерживается от неминуемого распада. В силу этой целесообразности глаз существует для восприятия света, ухо — для звука, рот и желудок — для пищи, ноги — для ходьбы, разум — для мышления, дух — для познания истины и общения с Творцом. Что мир создан Богом, доказывается нам нравственностью этого мира. Все несправедливое и противоестественное, все злоупотребления и эксцессы несут в себе кару и не совместимы с требованиями совести. Что мир создан благим Богом, об этом говорит общая всем людям радость бытия и также стремление нашей души к величию и власти, к обладанию и наслаждению, к безоблачному свету и к вечной жизни. Существование бытия Бога доказывают даже люди, отрицающие Бога. Они исследуют небо и землю, отдаленные плеяды звезд, капли воды, атомы для того, чтобы найти какое-то веское доказательство, что «Бога нет», тогда как их бессильная борьба с Богом только прославляет Его, ибо они глупо борятся, — борятся против «несуществующего». Какой сын стал бы искать доказательства существованию его отца, когда он знает, что отец кормит его, одевает и заботится о нем, в доме отца он живет, любовью отца он ежедневно пользуется, голос отца он постоянно слышит?

Третьим доказательством того, что Бог создал вселенную служит то, что эта истина лежит в основе многих других истин. Слова: «В начале Бог сотворил мир», — содержат в себе целый мир следствий. Если Бог создал все, то Он создал и меня, и я Его творенье. Если Он создал меня, то я, как созданье, принадлежу Ему по вечному праву. Тогда Ему принадлежит моя жизнь и деятельность, моя сила и мышление. Тогда я должен повиноваться Ему, жить по Его воле. Тогда я обязан Богу любовью. и благодарностью, — потому что то, что я есмь, имею, знаю и могу, все принадлежит Ему. Он в праве делать со своим созданьем все, что пожелает.

Архив