+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 1984 г.

Живая сила поэзии

Николай Водневский

Стихи я любил с раннего детства, но истинное прикосновение к поэзии я ощутил только после уверования в Иисуса Христа как моего Спасителя. Этот момент незабываем. Покоренный неизреченной Божьей любовью, я возвращался с первого евангельского собрания в свою однокомнатную квартирку. Радостные чувства переполняли мое сердце. Им не было выхода. Я ликовал, хотелось петь гимн Спасителю. И вот тогда вырвались первые слова:

О Боже, могу я, могу я
Всем сердцем пропеть аллилуйя!
Хотя ничего я не значу, 
Но сердцем от радости плачу. 
Ты дал мне. Спаситель, спасенье
И новое стихотворенье.

К тому времени я уже имел несколько распухших тетрадей, исписанных стихотворениями, но теперь мне хотелось и жить иначе, и писать стихи по-новому.

Теперь я увидел в поэзии живую силу, и эта сила в обнаженности сердца, в убежденности. Теперь я увидел, что в моих прежних стихах поэзия даже не ночевала. Можно овладеть поэтической техникой и не быть поэтом.

Можно написать стихотворение с хорошими рифмами и выдержанным ритмом, но если в него не вложен кусочек сердца, не выявлено искусство образа, не открыта душа автора — это еще не поэзия.

Я знаю одаренного поэта, не напечатавшего ни одной строки, а ему уже под семьдесят. Он умеет понимать и ценить поэзию, чутьем улавливает дыхание души автора и много раз ловил меня на фальши, которую я допускал ради звучности или новизны рифмы.

Живая сила поэзии проявляется там, где кроме красивой формы и ярких, точных рифм есть жизненная правда, есть что-то новое и неповторимое. Без этого стихотворение похоже на скелет, на восковую фигуру, в которой есть все, кроме дыхания жизни, кроме сердечной теплоты.

А то ведь бывает так: прочтешь стихотворение, закроешь страницу и думаешь: о чем писал поэт? Что он хотел сказать? И этот вопрос остается без ответа. Сколько их, таких хороших стихов «ни о чем» встречаем мы в газетах, журналах и книгах!

Три элемента определяют хорошего поэта: дар свыше, идея, зажигающая сердце, и его опытность. Поэзия, по выражению Пушкина, должна «глаголом жечь сердца людей», но если в ней нет душевного огня, чем и что она будет жечь?

Но бывает еще хуже. Человек берется за стихи, не зная элементарных правил грамматики. И это было бы полбеды: пиши себе помаленьку, читай друзьям. Но автор хочет, чтобы его обязательно напечатали, и притом, без редакторских поправок. Таким людям так и хотелось бы сказать словами хорошего поэта М. Исаковского: «Чтобы глаголом жечь сердца людей, Необходимо твердо знать глаголы». А для того, чтобы твердо знать глаголы, необходимо учиться, учиться и еще раз учиться. Растущий поэт каждую критику, каждый совет и каждое замечание примет с благодарностью и не будет считать оскорблением, неуважением автора. А со стороны всякое дело бывает виднее.

Архив