+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1985 г.

Правда без грима

Николай Водневский

Около двух тысяч лет назад апостол Иоанн написал пророческие слова: «Весь мир лежит во зле» (1Ин. 5:19). Языческий мир того времени был настолько жесток и груб, что лучшего о нем нельзя было сказать. Теперь же, после двух тысяч лет христианской истории, лицо мира изменилось: создано справедливое законодательство, есть благотворительные организации; гуманитарные учреждения, но при всем этом слова апостола Иоанна остаются в силе. Мир по-прежнему лежит во зле, зло марширует по планете и торжествует победу на всех континентах земли. После того, что пережил и переживает мир за последние 50 лет, другого о мире сказать нельзя: «Мир лежит во зле». Нужно ли повторять, что творили нацисты Гитлера? Нужно ли вспоминать о том, что творили сталинские опричники?

Сбывается пророчество Михея: «Не стало милосердных на земле, нет праведных между людьми, все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы делать зло. Лучший из них, как терн, и справедливый - хуже колючей изгороди» (Гл. 7).

Колдовство, ведьмачество, распространение культа сатаны, активизация сил атеизма - все это маленькие занозы на теле современного общества. Самая большая кровоточащая рана - лицемерие, когда больной проказой прикрывает рану фиговым листочком и говорит: «Смотрите, я здоров». Человек наложил на себя толстый слой грима и сам себя уже не узнает. «Хамелеон» Чехова стал классическим произведением нашего века. Гримировка на каждом шагу. История всех государств и народов полна примеров человеческой гнусности и коварства. Сегодня славословят Сталина, завтра его проклинают.

Больше всего нас поражает то, что гримировка находит место в религии, и, может быть, больше, нежели в другой сфере жизни. Когда-то датский король Христофор заболел и пожелал причаститься. Прибывший к нему епископ вместе с причастием преподнес королю смертельный яд, потому что король был против вмешательства церкви в государственные дела. И умер король.

Человек играет роль, которую он выучил в общепринятой морали. Можно быть вежливым, целовать руку даме, а в семье быть деспотом. И так часто бывает. Муж и жена затеяли в доме скандал. Дети притихли у телевизора и дрожат от страха: спор может превратиться в драку. Но в одно мгновение атмосфера меняется.

- Папа, мама, наш пастор идет к нам с каким-то человеком, - заметила дочурка, стоявшая у окна.

Муж открывает дверь, расплывается в улыбке, приветствует гостей, как ни в чем не бывало. И жена сразу же одела маску любезности. И пастор думает: «Не семья, а ангельский уголок». Живут тихо, мирно, любезно.

Этой гримировке тут же от родителей учатся дети. Родители не боятся всевидящего Бога, но боятся людей, желая прослыть примерными христианами.

В такой мир, переполненный злом и лицемерием до предела, пришел Христос, как луч света во тьме ночной. Да, религиозные люди распяли Его, но Его смерть, Его жертва открыла в истории мира новую страницу - жизнь во свете Божием, жизнь по совести. Только Христос может снять с человека маску и научить его честному отношению к себе и к людям. Для этого человек должен войти в свет Евангелия. Оно откроет порочность его души и возбудит в нем желание очиститься, освободиться от бремени грехов, от власти плохих привычек, сделает человека новой тварью. Без этого сугубо личного переживания никакое принятие новой религии не спасет и не исправит человека. Ветхий человек - Адам - должен умереть, а новый - Христос - должен родиться. Это и будет рождением свыше, без которого, по словам Христа, ни одна душа не увидит Царствия Божия (Ин. 3).

Христос любит искренность. Он ненавидел лицемерие фарисеев и называл их гробами окрашенными. «Кто во Христе, тот новая тварь», - пишет апостол Павел. А если этого нового нет, религиозность не поможет: тварь остается тварью в религиозной маске, прикрытая, как плащом, самоправедностью.

Истинный христианин - это, в первую очередь, человек без маски. Искренность - его отличительная черта. Он не может жить иначе. Он может ошибаться, но исправляется. Он может согрешить, но спешит покаяться. Его не покидает стремление быть ближе к Богу.

«Весь мир лежит во зле», но христианин не имеет в нем части. Знамя его жизни - любовь, и его вечное наследство - Христос. Как ни густа темнота ночи, но на небесах есть звезды. По звездам мы можем ориентироваться и знать, где север, восток, юг и запад. И самой яркой звездой для человека является обетование Божие: «Если говорим, что не имеем греха, -обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:8-9).

Архив