Вера и Жизнь 3, 1985 г.
- Возмещение
- Тучи над миром
- Почему нет мира?
- Всегда благодарите Бога
- Учение слова Божия
- Что нам мешает?
- Он вывел из тьмы
- Характер человека
- Терпение хорошо вознаграждается
- Во что мы верим
- Два весла
- Страх и надежда
- Вам, молодые люди!
- Спроси свою совесть
- Информационное приложение
- Возьмёмся за руки, друзья...
- Из почты
- Светлые дали
- Почему?
- Зов из Галилеи
- Жизнь, как она есть...
- Близость Господня
- Сердце человека
- Размышления над книгой
- Меховая шапка
- Хочу знать
- Правда без грима
- Некоторые мысли
- Листки записных книжек
- Правда на юмористической ноте
- Наши дети
- Миниатюры с назиданием
Зов из Галилеи
В. Ф. Марцинковский, автор многих теологических книг, в 1933 г. написал статью «ЗОВ ИЗ ГАЛИЛЕИ», которая не утратила своего значения и по сей день.
Предлагаем ее вниманию наших читателей.
«Симон Ионин! любишь ли ты Меня?».
Ин. 21:16
Летом 1930 г. я был на Галилейском озере. Сидел ли я в лодке, несущейся но прозрачным зелено-голубым волнам, или стоял на берегу - я был полон воспоминаний…
Здесь некогда был Сам Христос. На берегу этого озера Он стоял в то утро после Своего воскресения и ученики видели Его. И Он говорил с ними. Тогда Он сказал, обратившись к Петру, эти слова: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня? - этот вопрос Он ставит всем нам, верующим; даже скажу больше - всем людям, ищущим правды.
Ибо, «Бог хочет, чтобы все люди спаслись», а спасение то и зависит от того, как мы решаем этот вопрос, - кого и как мы любим.
Тогда же я посетил селение Мигдал (на месте древней Магдалы). Там живут русские рыбаки. Мы читали вместе это повествование из Евангелия. И этот вопрос так живо прозвучал тогда в нашем сердце - словно из Его уст мы услышали его.
И я понял тогда, что это и есть «слово» из Святой Земли ко всем, как клич, как зов, - ко всем, у кого болит душа по поводу современной духовной разрухи.
Отсюда из Галилеи, с этих голубых прозрачных волн, несется, словно радио ко всем и вся, этот старый и вечно новый вопрос Христа: «Любишь ли ты Меня?».
«Любишь ли ты Меня?» Если мы, обыкновенные люди, ставим этот вопрос друг другу, - мать сыну, жених невесте, то в нем всегда есть эгоистический оттенок, - мы спрашиваем для себя. Христос же, задавая нам этот вопрос, и мест в виду только наше благо - ибо, смотря по тому, любим ли мы Его, определяется наше достоинство, наше счастье, наше спасение.
Почему же именно любовь ко Христу является такой решающей для нас? Почему этот вопрос является настолько решительным, что апостол Павел мог сказать слова: «Кто не любит Господа нашего Иисуса Христа, анафема, маранафа (1Кор. 16:22). А с другой же стороны, он утверждает радостный факт: «Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа».
Причина этого вполне понятна.
Христос есть совершенная духовная красота. Если мы не любим Его, то, значит, мы не способны чувствовать вообще все истинно прекрасное в этом мире, значит, мы лишены чуткости и отзывчивости ко всему великому и благородному, значит, мы духовно слепы и глухи.
Но, ведь, Христос не только совершенная красота, но и совершенная любовь. Притом Он возлюбил не только друзей своих, но Он возлюбил всех, также и тебя и меня, и эту любовь запечатлел страданиями и смертью на кресте. Умер за тебя, чтобы ты мог жить, жить вечно.
«Я это сделал для тебя, а что ты сделал для Меня?».
И если такая бескорыстная, жертвующая любовь не вызывает в нас отклика, то мы заживо мертвы, смертельно поражены «окамененным нечувствием».
Поэтому вопрос Христа, обращенный к каждому из нас: «любишь ли ты Меня?», равняется вопросу: «жив ли ты? Человек ли ты?»
Вслушаемся внимательно в этот вопрос.
Заметим, что Христос не спрашивает: «Веришь ли?», но - «Любишь ли?» Ибо вера имеет лишь временное значение, она нужна лишь здесь на земле и лишь постольку, поскольку она рождает любовь. Вера - мост, ведущий в царство любви. На мосту нельзя задерживаться, а тем более устраиваться на жительство. По мосту надо переходить, туда, на берег Царства любви. Вера лишь бумажный чек, кредитный билет, - меняй же его на звонкий металл, на золото любви, ибо только она имеет ценность там, в грядущем мире света и любви.
«Будьте опытными меняльщиками денег»,- гласит древнее христианское изречение, приписываемое апостолам Христа.
И ведь это уста воскресшего Господа произносят этот вопрос. Он говорит оттуда, не только из земной Галилеи, но из Небесного Иерусалима; это зов Нового Неба и Новой Земли.
Три раза Христос ставит этот вопрос. Почему же именно после третьего раза Петр огорчился? Утомило ли его троекратное повторение?
Греческий (первоначальный) текст дает нам иное объяснение. Дело в том, что в первых двух случаях Христос употребляет слово «agapao», что значит - «ценить, уважать, благоговеть».
Произнося это слово, Христос спрашивал Петра о его благоговении к Нему, как бы имея в виду более божественную сторону Своего существа. И конечно, эта благоговеющая любовь может быть проверяема и у него, апостола Петра, - ибо кто же, когда может достойно и достаточно любить Того, к Кому восходят и нисходят ангелы Божии, ибо и для них Он - непосягаемая высота и глубина?
Но вот, и третий раз Христос в Своем вопросе употребляет иное слово - «fileo», что значит иметь привязанность, любить любовью нежной дружбы.
Как? Даже и такая естественная любовь, симпатия, сочувствие, привязанность у Петра под сомнением..? Вот почему «Петр опечалился»… Не всколыхнулось ли у него в душе при этих словах горькое воспоминание о той холодной весенней ночи в Иерусалиме, когда он трусливо бросил своего Учителя и когда, греясь у чужого огня на дворе первосвященника, он позорно отрекся от Того, за Кого клялся и душу свою положил?
Вслушаемся же сердцем в эти слова, вникнем в них лично, глубоко.
Христос спрашивает: «Любишь ли ты Меня? Меня… Не идею Моего учения, не те или иные Мои дары, но Меня лично?»
Любишь ли ты лично, не по привычке или по благочестивой традиции, или как представитель христианской семьи, христианской среды, народа - но ты, ты лично, даже тогда, когда все окружающие тебя не любят Христа?
Любишь ли?
Как это узнать, как определить, любим ли мы или только любуемся, или только хотим быть любимыми?
И вот признаки истинной любви ко Христу.
1. Если мы любим Христа, то мы соблюдаем Его заповеди. «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдает», - сказал Господь. Любовь к Богу без послушания, это сентиментальная, нездоровая мистика. Любовь без послушания есть скрытое самолюбие. В порывах к ложной, эгоистической свободе мы любим говорить: «Христос отменил закон», и слишком легко относимся к Его заповедям - это, мол, неважно, это форма, и т. п. Правда, христианство не есть законничество, но оно не есть и беззаконие. Его заповеди не против закона, а выше закона. Христос дал не меньшие, а большие, более возвышенные нормы жизни, чем Моисей. Закон мы выполняем, как долг, а заветы Христа, как любовь. Закон выполняется в Ветхом Завете, чтобы оправдаться перед Богом, а заповеди же Христа мы хотим выполнять, потому что мы оправданы и спасены Им. Заповеди Христа выше, чем ветхозаветный закон, и мотивы, побуждения христианских поступков выше мотивов долга - они вытекают из сердца милующего», а этого и хочет Бог: «Милости хочу, а не жертвы».
Если мы любим Христа, мы стремимся делать то, что Он любит.
2. Далее, если мы любим Христа, мы стремимся не делать того, что Он не любит, того, что огорчает Его, т. е. мы всеми силами будем избегать греха. Апостол Индии Сундар Синг рассказывает следующее: В Индии, в одном городе, двое юношей были арестованы во время азартной игры в кости. За это, по закону данной страны, они должны были заплатить 500 рупиев штрафу или сидеть в тюрьме.
Один из этих игроков был сын богатых родителей, и поэтому, по уплате требуемой суммы, он был освобожден.
Второй же игрок был сыном бедной вдовы, и ему пришлось отправиться в тюрьму. Однажды через решетку тюремного окна он увидел свою мать и с ужасом закричал: «Мама, отчего это у тебя руки в крови?»
Мать ответила: «Это от тяжелой работы на улице; я ношу камни, чтобы заработать деньги и выкупить тебя из тюрьмы».
В конце концов и этот второй юноша получил свободу. Как-то они оба вновь встретились друг с другом, и богатый юноша сказал бедному: «Ну вот, мы теперь свободны. Давай опять играть в кости». Но его бедный товарищ решительно ответил ему: «Хорошо тебе играть… тебе легко досталась твоя свобода. А вот мое освобождение стоило многих слез и кровавых ран моей матери. Нет, я и думать не хочу больше об этой игре».
О, если бы и мы побольше размышляли о том, какою ценою Христос достиг нашего искупления! «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха», - сказано в Послании к Евреям 12:3-4 .
Помыслим и о том, что всякий наш грех «огорчает Святого Духа».
3. Если мы любим Христа, то мы любим тех, кого Он возлюбил, не спрашивая, к какой церкви или группе они принадлежат.
Ибо «всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и рожденного от Него» (1Ин. 5:1). Если мы любим Бога, то мы должны любить всех детей Божиих, всех, несмотря на различия в некоторых церковных взглядах и убеждениях. То, что нас, объединяет, больше того, что нас разъединяет.
И истинное единение не в том состоит, чтобы всех инакомыслящих заставить думать так, как мы, принудив их к компромиссу, к отречению от того, что им дорого по совести, но принять в свою любовь и различия, расширив свое сердце. Пусть будет узок путь каждого из нас, но сердце да будет широко. «Единство при разнообразии» - вот задача, достойная любви. А единство, искусственно стирающее различия, приводит не к единению, а к смешению; любовь не ломает силою пороги или стены, но смотрит поверх их, возвышаясь до любви божественной, о которой некто сказал: «Люди настроили перегородок, но Бог смотрит сверху и видит не перегородки, а людей».
4. Если мы любим Христа, то будем любить и тех, кто не знает Его и не принадлежит Ему - т. е. грешников, ибо их Он возлюбил до смерти крестной. Он ненавидит грех, но любит грешника, желая его избавить от ига греха. «Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками», - говорит апостол Павел в Послании к римлянам.
И потому Христос говорит Петру: «если любишь Меня, паси овец Моих, но прежде чем пасти, спаси, отыщи овец потерянных, души блуждающие, и возврати их, приобщи к стаду Христа.
Знаем ли мы эту священную страсть искать души, спасать погибающих, идти на зов гибнущих или и без всякого зова с их стороны искать их. Сколько их мучится в цепях греха и в городах цивилизованной Европы и в диких лесах Африки?
Где-то в Англии происходило религиозное собрание. Проповедник, прибывший из диких стран, описывал в ярких красках нужду, безвыходность, мрак, отчаяние дикарей, не знающих Евангелия.
После собрания был сделан сбор пожертвований на дело евангельского просвещения язычников. Позади всех у порога стоял юноша в лохмотьях. Слезы текли по его щекам: он так хотел бы помочь этим бедным дикарям, но у него не было ни гроша. Вот церковный сторож с тарелкой проходит мимо него. И вдруг огнем вспыхнуло в нем решение. «Поставьте тарелку на пол», - сказал он. И затем, поставив свою ногу на тарелку, он произнес: «Я отдаю самого себя». Это не вымысел, а действительность. Имя этого юноши Александр Дафф, впоследствии известный проповедник Евангелия среди язычников Востока.
Многим памятна история трагической гибели огромного океанского парохода «Титаника».
Люди беспечно веселились в этом плывучем городе, представлявшем последнее слово кораблестроительной техники. И вот, ночью пароход наткнулся на невидимую подводную часть ледяной горы - и в несколько минут погиб. Многие, которым не досталось места в спасательных лодках, боролись в волнах за свою жизнь. Среди них был проповедник Гарпер. Вдруг он увидел среди волн вблизи себя голову плывущего юноши. «Молодой человек, спасены ли вы? Приняли ли вы Христа?» - спросил он его. И еще два раза встретились они в волнах океана, и Гарпер повторил тот же вопрос. После этого он пошел ко дну.
А в Лондоне, несколько недель спустя, на одном религиозном собрании выступил молодой человек со словами: «Я последний обращенный через проповедника Гарпера… там, в океане, около гибнущего «Титаника».
«Блаженны умирающие в Господе», в служении Ему, «ибо дела их идут вслед за ними». Думать не о себе, а о других в час смерти, проповедовать Евангелие не только с церковной кафедры, но и в холодных волнах океана - это любовь совершенная, напоминающая Христа, Который в крестных муках благовествовал спасение разбойнику, висящему рядом с Ним.
Вот что значит любить тех, кого Он возлюбил, и притом так, как Он возлюбил, полагая души свои за братьев. Ведь, мы «спасены, чтобы спасать».
5. Если мы любим Христа, мы не боимся страдать за Него, «участвовать в страданиях Его», притом страдать без жалобы, с радостью, подобно апостолам, которые ТОГДА, в Иерусалиме, претерпев побои, «пошли из Синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие».
Так и Петр впоследствии прославил Бога мученическою смертью. - «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога» (Ин. 21:18-19).
И этот час пришел. Там в Риме, у подножия Ватиканского холма, Петр простер руки свои, когда римские ионны препоясывали его перед тем, как распять на кресте. И, как свидетельствует история, он попросил только одного - чтобы его распяли вниз головой, ибо не считал себя достойным умереть так, как его Господь.
Польский писатель Сенкевич художественно описал эту кончину в своем произведении «Камо грядеши».
Другой польский художник Ян Стыка написал картину этой смерти в красках. Вот эта картина. Рабы приготовляют крест из деревянных колод. Старец-апостол стоит прямо, как юноша. Его вдохновенное лицо осенено серебряным венцом белых волос. У его ног, в последних лучах заходящего солнца, красуется царственный Рим. Ни ропота, ни жалобы не слышно из уст Петра. Уходя из этого мира, апостол передает прощальное благословение Риму и миру - urbi et orbi. Язычники с удивлением и страхом смотрят на лицо старца. Эта величественная смерть по истине «прославила Бога». Так он умер за Христа, потому что возлюбил Его. Так и нам в дни испытаний, гонений и мук поможет устоять не столько вера во Христа, сколько любовь ко Христу или, говоря словами апостола Павла - «вера, действующая любовью» (Гал. 5:6).
Можно было бы еще много сказать о плодах этой любви - конечно, «не о наградах за нее, ибо любовь никогда ничего не ожидает для себя: «она не ищет своего» (1Кор. 13:5). Любовь в самой себе имеет удовлетворение, радость, мир.
Вот обетование Христа любящим Его: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».
Но не только духовное, мистическое созерцание Бога в себе является результатом любви ко Христу. Эта любовь имеет еще великое практическое следствие - это уподобление Ему Самому.
Он возлюбил нас и потому «уподобился нам во всем, кроме греха». Если мы любим Его, притом неизменно любим Его, то мы будем все более уподобляться Ему во всем. Так супруги, долго живущие во взаимной любви, отражают манеры, слова, взгляды, привычки, душу друг друга и, наконец, начинают походить друг на друга лицом.
И вот это-то величайшее блаженство ожидает нас, если мы подлинно, глубоко и постоянно любим Христа. Мы не только «будем там, где Он, и увидим славу Его», как Он Сам сказал об этом в Своей первосвященнической молитве, но мы «будем подобны Ему». Может ли что-нибудь быть выше, святее и блаженнее?
Не только поступать в мире сем, как Он, но и быть подобными Ему!
«Возлюбленные! мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин. 3:2).
Слыхал я про одну девочку, которая каждого, будь то взрослый или малый, спрашивала: «Любишь ли ты Христа?» И вот один человек однажды раздраженно ответил ей: «Ты просто сумасшедшая! Ко всем пристаешь с этим вопросом…»
- Ну, хорошо, пусть я сумасшедшая… но вопрос все-таки остается: любишь ли ты Христа? - ответила она.
Кто бы ты ни был, читающий эти строки, и для тебя остается вопрос Христа: «Любишь ли ты Меня?»
Если любишь, то помни и другое Его Слово: «Ты иди за Мной»…