Вера и Жизнь 4, 1984 г.
- Наблюдайте за собой!
- "Приду опять"
- Нет ничего важнее мира
- Характер
- Пределы эволюции
- Первая заповедь
- Наши болезни
- Шаг в правильном направлении
- Для размышляющих
- Очевидное - невероятное
- Где милость?
- Христианин и жизнь
- Мысли вслух
- На волне сердца
- Дороги, дороги...
- Война против Библии
- Сызнова бы жить!
- Только пучок травы
- Лицом к свету
- Хочу знать
- Жизнь труда
- Мысли вслух
- Кто ты, человек?
- Тепло и радушие
- Золотые колосья
- Спрашивайте - отвечаем
- Как хлеб насущный
- Библейские термины
- Настоящий друг - это...
- Детская страничка
Хочу знать
ОТКУДА КАИН ВЗЯЛ СЕБЕ ЖЕНУ?
Бытие 4:17
Вопрос этот с древнейших времен часто задавался неверующими людьми с целью подорвать доверие к достоверности библейского повествования, особенно же - возбудить сомнение в факте происхождения человека от прародителей.
Но вопрос этот решить вовсе не трудно.
Жена Каина была, по всей вероятности, его сестрой, или племянницей: и она ушла с ним в землю «Нод», так как в Библии не говорится, что Каин нашел себе жену именно в той земле.
При необычайной силе, которою отличалось человечество в первобытные времена, доказательство которой мы видим в поразительном долголетии, и сила размножения должна была быть особенно велика. Братоубийство произошло (по свидетельству Быт. 5:3) вероятно в то время, когда Адаму было около 130 лет. Из Быт. 4:25 следует, что в своем следующем сыне Адам видел заместителя убитого Авеля.
Во всяком случае за первенцем Адама, Каином, следовало много братьев и сестер, помимо в Библии названных (Авеля и Сифа). После Сифа у Адама родились еще сыновья и дочери в течение его последующей 800-летней жизни (Быт. 5:1).
Что Каин взял себе сестру в жены, - это нас смущать не должно. Бог заповедал людям «наполнять землю».
Подобное заключение брака в то время, впоследствии измененное (с тем расчетом, чтобы браки заключались между людьми, не состоящими в близком родстве), - было единственно возможное и целесообразное.
И Авраам женат был на своей сестре Сарре (Быт. 20:12). Исаак же, с целью сохранения святого семени, должен был обязательно жениться на своей родственнице (Быт. 24:1). Также состояли в близком родстве с Иаковом его жены - Лия и Рахиль.
Когда семьи древнейших времен разрослись и образовали целые народы, порядок вещей изменился.
Если бы в жены брались по-прежнему сестры (как, например, это было в обычае у древних египтян, ради сохранения чистоты каст), то мало-помалу все люди наследовали бы от своих родственников свойственные им семейные особенности, и развитие человечества не пошло бы вперед. Бог же не только предназначил человеческому роду умножаться, но и проявлять в себе как можно больше разнообразия природных задатков.
Поэтому то, что было по необходимости допущено вначале, с течением времени, ради общих интересов всех народов, было отменено Богом (Лев. 18:3).
Новое постановление Божие основано на том, что Бог, как Иегова, как Бог завета с Израилем, имеет право повелевать и запрещать. Он, Бог священной истории, единый Владыка вселенной, имеет право принимать соответствующие меры для достижения Им предназначенных целей.
В тесной связи с вопросом о женитьбе Каина находится и другой вопрос - как должно понимать, что Каин построил город? (Быт. 4:17).
Прежде всего, заметим, что не говорится, когда он построил этот город «Енох». Возможно, что это совершилось тогда, когда потомство Каина сильно размножилось в земле «Нод» («Нод» - земля или страна бегства, изгнания, ссылки). В 200 лет число потомков Каина - его детей, внуков, правнуков и праправнуков - могло сделаться весьма многочисленным.
Кроме того, мы не должны думать, что тогдашний город походил на современные нам города.
В настоящее время существенной отличительной чертою всякого «города» является определенное число жителей. В те же времена, когда большая часть людей вела кочевой образ жизни, слово «город» обозначало оседлое поселение.
Вспомним при этом сказанные Богом Каину слова: «Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (ст. 12). В противоположность этому, Каин хочет иметь определенное местожительство. Его «основание города» в виду этого сходно с упрямыми словами Ламеха (ст. 23) и с намерениями, руководившими людьми при постройке Вавилонской башни (Быт. 11:4:6).
Вместо того, чтобы быть изгнанником и скитальцем, Каин хочет жить в спокойствии и безопасности; вместо того, чтобы исполнить повеление Божие - наполнять землю, Каин хочет объединить свое потомство в одном месте, и этим путем сделать его сплоченным и сильным.
Каин говорит: «Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли… и всякий, кто встретится со мною, убьет меня» (ст. 14), сознавая, что род человеческий будет все более и более размножаться, и опасаясь, что и изгнанный из той земли, он рано или поздно снова встретится с людьми, которые признают в нем убийцу и из мести убьют его.
С. Л.