Вера и Жизнь 3, 1982 г.
- Посмотрите
- Слова и дела
- Свет добра и любви
- Служитель Божий
- Что такое хорошо и что такое плохо?
- "Рука Господня сотворила сие"
- Я помню
- "Добрый" совет
- Новые стихи
- Родителям
- Чти отца своего
- Для размышляющих
- Какого ты роста и возраста?
- Любовь
- Среди ночи
- Знание лучше золота
- Живая ветвь
- Незримый утешитель
- Почему?
- В эти дни
- Слово
- Дыхание весны
- Моя мама
- Кто виноват?
- Очаг любви
- Спрашивайте - отвечаем
- Самая главная книга
- В вагоне
- Кто сам без греха, брось в него камень
- С верой в будущее
- Наш век
- Как победить скуку?
- Елизавета Игнатьевна
- Жало "зелёного змия"
- Новые горизонты
- "Противостойте ему!"
- Пёстрая страничка
Знание лучше золота
Николай Водневский
Многие люди, увлекаясь наукой, преклоняются перед ее достижениями и считают, что христианство несовместимо с новыми научными открытиями. Иные люди, наоборот, все несчастья и земное неустройство считают последствием научных достижений. Они полагают, что Библия, и, в частности, Иисус Христос, не благоволит к ученым людям, и при этом приводят слова Христа: «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11:25). Из этих слов некоторые люди делают вывод, что Бог, в принципе, против науки, против учености, против образования. Так ли это?
Священное Писание говорит: «Лучше знание, нежели золото» (Прит. 8:10). Бог зовет людей к свету, грамотности, благословляет людей честной и чистой науки. Наряду с простыми, малограмотными галилейскими рыбаками Бог пользовался и сегодня пользуется образованными людьми. Апостол Павел был образованным человеком, евангелист Лука был врачом. Наряду с пастухом Амосом Бог пользовался царями Давидом и Соломоном. Мудрейший из всех живущих на земле — Соломон — произнес Духом Святым такие слона: «Оставьте неразумие, живите, и ходите путем разума» (Прит. 9:6). Он же сказал: «Научитесь, неразумные, благоразумию и глупые разуму» (Прит. 8:5).
Бог имеет совершенный и абсолютный ум, поэтому поощрение образованности не может противоречить Библии. Все верующие люди посылают и должны посылать своих детей в школу и помогать им в получении образования. Но как же в таком случае понять слова Христа: «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам»? Младенец в данном случае — образное выражение. Понять и принять духовное знание от Бога могут только те люди, которые вполне доверяются Богу, как дети доверяются своим родителям. А не верующим мудрецам мира сего как раз и не хватает детской простоты сердца. А это первое условие к принятию Божьего плана спасения.
Простая женщина, самарянка, услышав слова истины из уст Христа у колодца Иаковлева, сразу же поверила и приняла Его слова в сердце. Она сразу поспешила в город, чтобы сказать об этом другим (Ин. 4:7–24). Мудрый же и образованный Никодим никак не мог вместить в свой ум слова Христа о рождении свыше, о рождении по духу. Даже беседа с Небесным Учителем не разогнала его сомнений. Вот почему Христос сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
Дети умеют доверяться родителям, но не каждый взрослый доверяется Небесному Отцу. Особенно, если этот взрослый имеет образование и думает, что все тайны бытия для него уже открыты.
Принять Бога можно только сердцем. Он действует, в первую очередь, на сердце. Ум — вспомогательное средство. Так как все помыслы человеческие, по утверждению Библии, исходят из сердца, то обновлению и исправлению подлежит в первую очередь сердце.
По сути дела сегодня ученым нечем гордиться. Внешняя жизнь, конечно, как будто облегчается, улучшается, но внутренние, нравственные проблемы стали еще сложнее и острее, чем это было полстолетия тому назад.
Мудрецы мира сего как будто открыто не выступают против Бога, но при каждом удобном случае ученые ставят на первое место не Бога, а природу и эволюцию. Не о таких ли ученых говорит Библия: «Называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1:22).
Открытие атомной энергии не угрожало бы уничтожением человечества, если бы ученые мира сего имели высшую мудрость — страх Господень. А какой же может быть страх Господень без живой веры в Бога? Бог против такой мудрости, которая отвергает Его существование. Это безумная мудрость.
Когда-то псалмопевец Давид написал: «Помыслил безумец в сердце своем, что нет Бога». В те времена такие мудрецы боялись говорить о своем неверии в Бога открыто. Их бы забросали камнями. А теперь ученые люди свое неверие называют высшей мудростью и вместе с нею идут к погибели.
Если бы простой рыбак — галилеянин начал утверждать, что человек произошел от обезьяны путем эволюции, все смеялись бы над такой теорией. А когда об этом говорят, пишут и учат других господа и товарищи ученые, как же им не верить? И те, кто верят таким теориям, незаметно уходят от Бога и вместе с такими учеными впадают в безумие.
Сегодня каждый школьник знаком с законом Ньютона о силе притяжения. Это — азбука физики. Но ни один ученый не имеет представления о тем, почему сила притяжения действует определенным образом. Это один из множества примеров, которые должны бы убедить ученых, что наука — это не религия и религия — не наука. Это две разные сферы. Наука не может и не должна разрушать религию, если религия основана на чистом знании Слова Божьего. Наука разрушала, разрушает и будет разрушать окаменевшие религиозные догмы, не имеющие ничего общего с истиной Христа. Но наука не может разрушить живую веру христианина, рожденного свыше. Наоборот, каждое открытие науки укрепляет его веру в могущество и величие Творца.
Наука нужна человеку, чтобы благоустраивать жизнь, улучшать ее. Наука при этом делает ошибки, и много ошибок. Библия же — откровение свыше — ошибок не делает. Бог не ошибается.
Многие ученые поняли, что постигнуть Бога разумом немыслимо. Они принимают Его верою. Эта логично и верно. Слава Богу, верующие ученые теперь не редкость. Печально то, что ключевые позиции современной науки оказались в руках атеистов. Они говорят: «Мы не можем верить в то, чего не понимаем». Но так ли это? Никто из ученых никогда не видел электрона. Одно время электрон считали частицей. Теперь говорят, что электрон — это волны. А недавно группа ученых-атомщиков опубликовала статью, в которой утверждает, что электрон — это частица и волны в одно и то же время. Завтра могут сказать иначе. В то же самое время электрон — это абсолютная реальность.
Почему же честный ученый не может принять существование Бога на веру, как это делают простые люди без ученых степеней и званий? Для этого ведь есть больше оснований, чем их имеет ученый, принимая на веру существование электрона. Ученые говорят: «Мы нашли, мы открыли электрон. Мы видим его действие», а действие Божьей руки они не видят.
Кстати, я вспомнил рассказ Иоанна Марка, известного евангелиста. Он ехал в поезде. В купе возник разговор о Боге. Там оказался «ученый», который пытался убедить собеседника, что Бога нет, что все создала природа. Марк не мог молчать и спросил лектора:
— А что же такое природа?
— Хм… Природа… Детский вопрос! — заносчиво ответил атеист.
— Тем более, вам легче на него ответить. Что такое природа?
— Природа есть природа… Вот то, что нас окружает…
Атеист долго философствовал, подыскивая слова, чтобы ответить на этот вопрос. Иоанн Марк ему подсказал:
— Природа есть проявление известных и неизвестных нам законов.
— Пожалуй, это правильно, — согласился атеист.
— Если это правильно, тогда скажите, что такое закон? — спросил Марк.
— Ну, опять детский вопрос! Кто же не знает, что такое закон? Закон? Закон есть закон…
— А точнее?
Атеист и на этот вопрос не ответил.
— Я вам отвечу, — сказал Марк. — Закон есть проявление разума. А теперь подумайте: может ли неразумное создавать разумное?
Атеист сконфузился и ушел в другое купе.
Неверие ослепляет ум человека. Если ученый знает законы, но не признает законодателя, то чего стоят знания этого ученого? Губить душу своим же разумом — разве это не безумие?
В заключение надо сказать главное: кто не знает Христа, кто не нашел в Нем спасение своей души, тот еще ничего не знает. Всякое другое знание относительно, временно, только для земли действительно, только для кладбища, а наша душа создана для вечной жизни. Вот почему знание пути спасения души лучше золота.
Николай Водневский