Вера и Жизнь 1, 1983 г.
- Волхвы в Вифлееме
- Кто, если не мы?
- С Новым Годом!
- Так это было
- Иди к истине
- Радость познания
- О самом важном
- Однажды...
- Дверь
- Перед Новым Годом
- Заключительный аккорд
- Царские яства
- Без любви
- Только все вместе...
- 100 мнений
- Мы - соработники у Бога!
- Христос... только пример или же Спаситель?
- Мысли вслух
- Начало жизненного пути
- О цене ученичества
- Недалеко...
- В саду тишина...
- Дорога и песня
- Культура и религия
- Один
- Две встречи
- Семя веры
- Живая связь
- Мимоходом
- Враг № первый
- Самообладание
- "Где мало слов, там вес они имеют"
- Лицом к свету
- Мы знаем
- Верный знак
- Кровавая рука
- Для больших и маленьких
- Дела человеческие
- Новости
- Из почты
- Краткие известия
- Очень важно
- Мысли и факты
Культура и религия
Мы часто сталкиваемся со словами «культура», «культурные отношения», «ценности культуры«…
Что такое культура? Самое краткое определение этого слова — любовь к человеку. Когда мы говорим про человека: «он культурный», мы этим хотим выразить целостность и гармоничность его духовного облика.
Конечно, мы иногда ошибаемся, совершенно неверно прилагаем слово «культура» к жизни, к тому или другому человеку; принимаем за гармоничность только ее подобие или даже иллюзию. Не всегда бывают глубоки наши оценки. Но жизнь в ее совершенстве и гармонии достигается только через любовь. И каждому человеку дана возможность выразить в мире любовь. Осуществление ее есть цель жизни. Каждому из нас дан дар любви, и из множества наших отдельных жизней складывается общий облик того или иного народа и всего человечества. Каждый человек ответственен, прежде всего, за свою жизнь. Себя, свою душу он должен возделать, как сад.
Инженер, врач, земледелец, ученый, политик, общественный деятель, рабочий, садовник, поэт, музыкант — все мы, как пчелы, работающие в одном огромном улье — мире; пчелы летают по разным цветам, но сладость достижений их идет в общий дом.
Мы, люди, призваны наполнять мир благоуханным садом добрых творческих мыслей и чувств, сладких для всех, а не разъедающим дымом эгоизма, ненависти и зла. В этом высшее осуществление цели жизни нас всех, в этом — Царство Божие.
Каждый из нас, кто бы он ни был, в какой бы стране ни жил, свободен пребыть отделенным от других людей, без любви, замкнутым на свои эгоистичные интересы или же осознать смысл жизни как стремление к достижению счастья для всех людей, к сохранению достоинства каждого человека и совместного достижения целей высшего бытия.
Таким образом, культура есть общий труд к построению лучшего общества — труд, движимый любовью. Не принудительный труд, который есть проклятие, но труд свободный, который есть благословение. Бессмысленны и бесплодны попытки строить жизнь только на материалистических идеях и интересах. Да и никакая идея вообще не может быть материалистической; она всегда будет духовной; только направление ее может быть — к истине или ко лжи. Человек, одетый в одежду только одной внешней технической цивилизации, человек без духовных ценностей и запросов похож на мертвеца. В нем нет самого главного: духа жизни. Отрицающая живого Бога и шипящая ненавистью к человеку не такому, как мы сами, материалистическая лжекультура хочет покрыть, как лава, цветущую землю. И жизнь каменеет там, где ее покроет эта черная лава материалистического мировоззрения. Серо, душно, бедно в мире, где есть только игра материальных человеческих интересов, но нет культуры духа и культуры любви. В борьбе за материальные ценности человек добивается своего «права» приобрести то, к чему он стремится. Но это «право» не может обеспечить ему радостную жизнь и полное удовлетворение.
Есть библейский образ, полный глубокого смысла. Люди строят башню до небес… Они уверены, что «достигнут неба» — символ славы и полного счастья. Но они захотели это сделать своими собственными усилиями, — без Бога и не для Бога, а для своей славы. Они хотели «создать себе имя». «Вот построим башню и будем счастливы», — думали эти люди. Жалкая мысль! Разве камни и машины могут сделать людей лучшими, более мудрыми, добрыми и близкими друг ко другу? Одержимые бесом материализма, видя только в нем цель своей жизни, люди строят и строят. Сменяются поколения, башня человеческая все строится, а земля все более и более багровеет от человеческой крови. Никакое количество этажей материальной цивилизации не может без благословения Божьего улучшить нравственное качество человека. Люди не могут из царства материализма перейти в «царство свободы». Без принятия в сердце Царя свободы, Иисуса Христа, — это все утопия, мираж, соблазн с горькими последствиями. Грозно открывается в мире внутренняя разделенность людей, объединенных только материей и материализмом.
Не приведут к счастью человечество те, кто отрицает основу жизни — Духа Божия и Спасителя Иисуса Христа, кто строит свою культуру только на материальных ценностях и материалистических идеях. Единство материалистов призрачно. Даже скованное цепями сурового принуждения, оно может в любую минуту разорваться и обратиться в братоубийство и анархию.
Глубоко чувствовал культуру духа, как культуру веры и любви, Достоевский. Не материализм, раскалывающий человечество и похищающий у человека душу, а обновление души живой верой в Бога составляет истинную культуру всего человечества.
Стремясь к Христовой правде мира, американец открывает путь к американской культуре, как и русский человек — к русской культуре. Истинная культура есть связь человека с Творцом и со всем миром. И эта связь называется религией. Эта связь с высшим миром Бытия, истины и любви должна быть связывающей нитью в отношениях людей и народов. По холодной проволоке материальных отношений мира должно пробежать тепло Христовой любви, тепло истинной жизни. По жилам человечества должна пробежать кровь, соединяющая людей в высшее единство, все оживляющая и все отдающая единому Сердцу — Иисусу Христу.
По культуре добра и духа томится всякое человеческое сердце. Напрасно пытаются прививать культуру насилием и ненавистью. Она дочь любви и свободы, к которым зовет все человечество Иисус Христос.
Истинная культура не поднимет руку на того, кто верит в Бога и зовет людей к Нему. В истинной культуре ее сердцем будет любовь к Богу и каждому человеку.