Вера и Жизнь 1, 1983 г.
- Волхвы в Вифлееме
- Кто, если не мы?
- С Новым Годом!
- Так это было
- Иди к истине
- Радость познания
- О самом важном
- Однажды...
- Дверь
- Перед Новым Годом
- Заключительный аккорд
- Царские яства
- Без любви
- Только все вместе...
- 100 мнений
- Мы - соработники у Бога!
- Христос... только пример или же Спаситель?
- Мысли вслух
- Начало жизненного пути
- О цене ученичества
- Недалеко...
- В саду тишина...
- Дорога и песня
- Культура и религия
- Один
- Две встречи
- Семя веры
- Живая связь
- Мимоходом
- Враг № первый
- Самообладание
- "Где мало слов, там вес они имеют"
- Лицом к свету
- Мы знаем
- Верный знак
- Кровавая рука
- Для больших и маленьких
- Дела человеческие
- Новости
- Из почты
- Краткие известия
- Очень важно
- Мысли и факты
Враг № первый
Николай Водневский
У каждого человека бывают враги, но знает ли каждый, что главнейший из них живет не вне, а внутри нас?
Об этом сегодня речь.
Я взял самую не популярную тему, но важную — о враге, который прижился внутри человека, сроднился с ним и отравляет его жизнь.
Этот враг — гордость. В народе называют его проще — гордяшкой.
Ошибаются те, кто думает, что этот грех не имеет к ним никакого отношения, или наоборот: они не имеют никакого отношения к этому греху. Многие думают, что этому греху подвержены только талантливые, выдающиеся люди. Возможно, но только с одной оговоркой — «в большей степени». Практика жизни говорит, что этому греху подвержены все без исключения, но в разной степени и под разным «соусом». Некоторые люди гордятся тем, что они не гордые. Это звучит, как парадокс, а в то же время — правда.
Миллионы людей вообще не считают гордость грехом. Убивать, воровать, пьянствовать — это другое дело, это грех, а гордость?.. Что тут плохого?
Писание утверждает, что причина всех человеческих бед — гордость. Характеризуя последние дни, апостол Павел пишет: «Знай же, что в последние дни люди будут горды, надменны, напыщенны…» (2Тим. 3:1–5).
Когда я читаю в газетах о бесконечной полемике между националистами-сепаратистами, я сам себя спрашиваю: что это? Патриотизм? Горячая любовь к родине, к своему народу? Ничего подобного! Истинные патриоты не жалеют для блага своего народа ничего, даже своей жизни. В некотором смысле такими патриотами были Моисей и апостол Павел. Они были готовы потерять самое дорогое для них — благословения Божии и жизнь вечную ради спасения своего народа. Но в полемике между национальными, политическими и религиозными партиями нет даже запаха истинного патриотизма. Есть только одна большая, жирная гордость, самовосхваление: «Мы, русские, лучше немцев!» «Мы, украинцы, не чета москалям!» Или еще бывает хуже: «Наша вера — древняя, а вы откуда?»
Но правы ли были наши предки, приведшие мир на край катастрофы? Об этом нет речи. Главное: «Мы — старше, мы — лучше…»
Некоторые люди называют гордость личным достоинством. Да, мы все достойны, но только достойны наказания и несем его каждый по-своему. Наша праведность, «как запачканная одежда» — так говорит Слово Божие. От нашей праведности воняет, как от грязных тряпок. А люди называют это личным достоинством, почитают за аромат. Апостол Павел имел, чем гордиться: «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова. Еврей от Евреев, по учению фарисей… по правде законной-непорочный…» (Фил. 3:5–7). Но все эти преимущества апостол Павел почел тщетою (мусором — в других переводах). Ради чего? «Ради познания Господа Иисуса Христа», — отвечает апостол Павел.
Куда девалась фарисейская гордость апостола Павла? Он распял ее на кресте вместе со своим «я». «Я сораспялся Христу» — писал он. Там похоронена его гордость, и потому он мог писать бывшим язычникам: «Братия мои возлюбленные… радость моя и утешение…» А ведь совсем недавно он не стал бы пить воду с ними из одной кружки. Вот что делает любовь Христова! Вот как преображает она человека. Такие же чувствования должны быть в каждом рожденном свыше христианине. Если этого нет, его спасение стоит под большим вопросом.
К счастью, Бог знает, как сбивать гордыню и ставить гордецов на колени. Грех не может быть не наказан. Таков закон Творца. Но не всегда это наказание приходит сразу. Вспомним, как когда-то на «святой Руси» запрещалось дворянству входить в брачную связь с простолюдинами. Это было культивирование гордости: «Мы не такие, как вы!..» Да простолюдинов-то и на «вы» никто не называл. Для них было другое слово — быдло. Священнослужители не открывали истину, не обличали виновных, которые должны были знать, что граф и извозчик, потомственный дворянин и кузнец — братья во Христе, оба равны, оба грешники: и за тех, и за других Христос страдал на кресте в одинаковой мере. Но прошло время, и представителям «голубой крови» пришлось в Америке мыть посуду вместе с пастухами. И ничего… Уживались!
Бывает так, что Бог ожидает века, чтобы грех выявил сам себя, чтобы люди опомнились, покаялись, став лицом к свету Евангелия.
Гордость губит и сегодня миллионы душ. Причиной всех прежних и настоящих войн является по сути дела гордость, мешающая прийти человеку к Богу.
Гордость от дьявола. Он первый возгордился своим положением перед Богом и из светлого Херувима превратился в черного ангела смерти.
Самое опасное в этой большой трагедии то, что гордость — тайный грех, не всегда видимый. Человек может страдать от гордости и не видеть этого в самом себе. Другие — видят, а он не видит и потому, конечно, все советы и замечания принимает, как оскорбление.
Путь к победе над этим грехом проложен через Голгофу. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», — так утверждает Писание. Христос сказал еще определеннее: «Возвышающий сам себя унижен будут, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11).
Проходят столетия, а гордость остается все той же губительницей мира между людьми. Избавиться от нее желают немногие. Наоборот, люди награждают ее, кланяются ей, возвышают ее.
И по-прежнему остается в мире господствующее правило: «Блаженны кроткие, ибо их легче обижать». Но близится время, когда кроткие, победившие свою гордость, наследуют Царство Божие, Царство абсолютного мира; гордые наследуют то, что заслужили — Божие отвержение.