+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 1982 г.

Божии уроки

Николай Водневский

Многие люди полагают, что Ветхий Завет был дан Богом только для евреев, что нам, людям нового времени, учиться из Ветхого Завета нечему. Это не ошибка, а недоразумение, основанное на незнании Библии. Это напоминает мне один случай. Одному человеку некто дал прочитать апостольские послания. Спустя некоторое время человек вернул книгу и сказал: «Я ничего в ней для себя не нашел. Там написано римлянам, ефесянам, филиппинцам, каким-то коринфянам, а нам, русским, ничего там нет».

У одной женщины спросили, как она относится к Ветхому Завету. Она ответила: «Так, как Иисус Христос. Он ссылается на эти книги».

В Ветхом Завете записаны молитвы многих мужей Божиих: Давида, Соломона, Даниила, Иезекииля, Исаии, Илии, Моисея, Иисуса Навина и многих других. Все их молитвы отличаются краткостью, сердечностью, конкретностью. В них нет ни одного лишнего слова.

Нам, верующим Нового Завета, следует обратить особое внимание на молитву Авраама. У Авраама мы можем учиться не только верить, доверять Богу, но и молиться. Авраам просит о своем племяннике Лоте и, между прочим, говорит такие слова: «Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел» (Быт. 18:27).

Эта молитва показывает нам, что Авраам был действительно в присутствии Бога. Перед лицом всемогущего Бога самые лучшие из нас — только прах и пепел.

Авраам был искренним в своей самооценке, как был в свое время искренним и Давид, когда назвал себя червем, или апостол Павел, когда назвал себя извергом. Это не было деланным самоунижением, что часто проявляется и в жизни, и в молитвах многих верующих.

Если бы молитва Авраама не была искренней, Бог никогда бы не начал с ним диалог, не заверил бы его в спасении племянника Лота.

Это ли не урок для нас?

Человек, оказавшись в свете Божьем, не может видеть себя праведником, а только грешником — прахом и пеплом. Мы все грешники. Это наше имя.

Аврааму было чем гордиться: он имел от Бога личные обетования. Но в сердце Авраама не было места для духовной гордости. О, как много верующих в наше время «задирают нос», когда им окажут особое внимание или почет!

Гордость — это первое препятствие на пути к живому и реальному общению с Богом. Много людей, одержимых гордостью, занимают церковные должности и, Боже упаси, сделать им замечание! На всю жизнь они могут запомнить обиду.

Чтобы сбить нашу гордыню, расчистить путь к молитвенной жизни, заставить признать себя грешником, Бог часто допускает трудности, лишения, болезни, но и такой язык не всегда доходит до сознания людей.

Когда-то Иоанна Златоуста поносили плохими словами. Кто-то пустил о нем сплетню. Когда ему передали это, он ответил: «Они еще не все знают обо мне. О, если бы они знали, какой я грешник, они бы не то сказали…»

Если человек молится словами: «Господи, может быть, я чем-либо согрешил, прости мне…» — такой человек еще ничего не знает о святости Божией, а пребывает в темноте, а в темноте и грязное кажется чистым. «Все мы много согрешаем», — пишет апостол Иаков (3:2), а где «все», там нет места для «может быть».

Однажды в монастырь пришел человек, предстал перед игуменом и заявил, что хочет быть послушником.

— Готов унижаться? — спросил его игумен.

— Готов, отец.

— Ну, тогда иди. Мы тебя позовем.

Человек ушел, а игумен послал двух монахов проверить его готовность к послушанию. Монахи нагнали его, подставили ногу, он упал, слетела с головы шапка, и монах втоптал ее в грязь.

— Ах вы, такие… этакие. Чтоб вам добра не было, — посыпались бранные слова кандидата в послушники.

На другой день он пришел к игумену.

— Ну, как батюшка? Примешь меня в монастырь?

— Нет, не могу. Ты еще не готов. Иди, походи годок по России, потом придешь.

Через год этот человек снова пришел в монастырь, явился к тому же игумену и тот принял его снова так, как в первый раз.

— Приходи завтра.

Два монаха снова у ворот подставили ему ногу, толкнули, а один монах сорвал его шапку и одел на свою голову.

Человек ласково посмотрел в глаза обидчику и сказал: «Да благословит тебя Господь в моей шапке».

На другой день он был принят в монастырь.

Человека с сокрушенным сердцем, в котором живет Христос, трудно обидеть. Такой человек охотно прощает брату обиды и готов протянуть ему руку для братского общения. Как печально, что до этого еще не доросли многие верующие, даже многие церковнослужители.

Вспомним же еще раз молитву Авраама: «Господи, я прах и пепел…» Другими словами, я — мусор, гонимый ветром, и если есть во мне что-либо хорошее, то это Христово, а не мое. И если кто-либо толкает меня, то толкает не меня, а Христа. Об этом можно только сожалеть, а не обижаться.

Авраам не только верил в Бога, но видел Его величие очами веры. Без такого видения человек всегда видит себя больше, чем он есть на самом деле. Некто сказал: «Когда я поднимаюсь на воздушном шаре, я вижу людей очень маленькими…» Ему ответили: «Но таким же маленьким люди видят тебя с земли».

Чтобы видеть себя в правильном свете, нужно зеркало, а это зеркало — Евангелие.

Архив