+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 1982 г.

"И начал говорить им притчами"

Один из наших читателей просил нас объяснить, почему Христос излагал Свое учение притчами. Теперь Его притчи толкуют люди каждый по-своему, как кому вздумается. Ниже мы печатаем статью о притчах Иисуса Христа.

Притча — распространенный в древние времена вид метафоры или иносказания с нравоучением. С помощью материальных вещей притча иллюстрировала и поясняла духовные истины.

Царство Божие, которое Христос пришел основать на земле, было настолько не похоже на то «царство», которое иудеи связывали с явлением Мессии, что Иисусу Христу необходимо было придерживаться в Своих объяснениях особой ясности и осторожности. Пользуясь притчами, Христос преподавал в наглядной форме происхождение Своего Царства, его развитие, характер, цели, завершение…

Для нас, верующих, притчи Спасителя кажутся чрезвычайно простыми и понятными, но для слушателей древней Палестины они казались загадками, ибо сердца их были заполнены иными понятиями.

В светской литературе мы встречаем много фантастики и даже фантасмагории, но в притчах Спасителя нет ничего неправдоподобного или невероятного. Для каждого урока или картинного изображения истины Христос пользуется реальными случаями из жизни, нас окружающей.

Притчи Христа настолько своеобразны по своему характеру и по своей форме изложения, что их нельзя сравнить даже с притчами, встречающимися в Ветхом Завете. Возьмите, например, притчу Иофама, которую он сказал жителям города Сихема (Суд. 9 гл.); притчу пророка Нафана, сказанную царю Давиду (2Пар. 12 гл.); притчу Иоаса, сказанную царю Амасии (4Цар. 14 гл.) и другие. Все эти притчи носят на себе отпечаток известной надуманности сюжета и часто лишены естественности; в то время, как притчи Спасителя естественны, как воздух, вода и жизнь.

Необычайность каждой притчи Спасителя заключается также и в том, что притча не вставляется в проповедь, как некий риторический привесок, но выступает как отдельная, вполне самостоятельная, законченная форма поучения. В каждой притче мы наблюдаем, как знакомые нам или фактически возможные случаи бытовой действительности отражают сложные процессы духовной жизни человека. В силу всего вышесказанного захватывающая и убедительная для слушателя сила притчи больше зависит от ее правдоподобности и верности жизни, чем от ее литературной формы.

Весьма важно заметить, что при толковании той или иной притчи основным нашим заданием должно быть: как определить то, что является в притче главным, существенно важным, а что — только побочным и второстепенным? Нам следует всегда помнить, что каждая сказанная притча имеет своей целью пояснить одну какую-нибудь главную истину или основную мысль, а поэтому неразумно проводить параллель всем деталям, выводя из этого те или другие поучения. Подобного рода толкования всегда приводят к абсурду и кончаются грубым заблуждением.

Насчитывается около 30 притчей Спасителя. Некоторые из них похожи одна на другую, как то: притча о талантах и притча о минах, притча о тесных вратах и о бодрствующем хозяине дома.

Спаситель пользовался иногда несколькими притчами для пояснения одной и той же истины, а иногда — одной притчей, для пояснения нескольких истин, одновременно. Он сказал притчу о лопате и гумне, о неводе, закинутом в море, о плевелах на пшеничной ниве… Все эти притчи были сказаны для того, чтобы указать на неизбежное отделение нечестивых от праведников. Поучая о проявлении должного к людям милосердия, Спаситель сказал притчу о добром самарянине, о богаче и Лазаре, о несостоятельном должнике и заимодавце и другие. Сюжет «закваски», в одном случае, символизирует лицемерие фарисеев и саддукеев, а в другом — медленный, но верный рост Царства Божия. В одном случае «дом» (дом сильного) характеризует борьбу Христа с сатаною, а в другом — «дом на песке… и дом на камне» — подчеркивает необходимость следования христианским принципам в нашем следовании за Христом.

Некоторые из этих дивных притчей Христос проповедал, вероятно, не один и не два раза. Выступая, как странствующий Евангелист и встречая всякий раз все новые и новые толпы людей, Он не был подобен современному пастырю церкви, который постоянно обращается к одной и той же аудитории с новыми проповедями. «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие» (Лк. 3 гл.).

Архив